«Пять шекелей чистого серебра Иддин-Рамман и его жена Хумтани одолжили у Шамаша и Иддинйатуна. Если они увидят надпись на базарной стене, они должны возвратить серебро и соответствующую процентную прибыль предъявителю этого документа. Три свидетеля. Месяц Элул, 35‑й год правления царя».
Как вы считаете, это выдержка заклинания по черной магии из книги Папюса (французский оккультист испанского происхождения. – Прим. ред.) или заметка дежурного психиатра из больницы имени Н.А.Алексеева, в простонародье «Кащенко»? Что ж, я вас обрадую: это ни то и ни другое. Вышеприведенная цитата относится к записи, сделанной больше трех с половиной тысяч лет назад в Древнем Вавилоне, которым тогда управлял царь Хаммурапи. В те времена подобные долговые обязательства выбивали на табличках размером с кредитную карту Альфа-банка или немногим больше. Записи делались палочкой из тростника на влажной глине. Затем табличку высушивали, и готовое изделие ожидало курьерской доставки до места назначения.
Литература – это понятие, образованное от латинского слова litera – «буква». Удивительно, но первыми литераторами были древние прототипы нынешних юристов и приставов. В Древней Месопотамии писцы прятали глиняные «активы» в глиняные же конверты и, заверив документ печатями его участников, отправляли адресату.
История денег настолько интересна, что вполне может составить конкуренцию истории великих империй или биографиям великих писателей. Как мы видим, литература неотделима от вопроса финансов. Впрочем, от данного вопроса отделимы разве что полные банкроты, которым вполне может угрожать светлое будущее из казенной баланды и стен с решетками. А дабы нам не угодить в их число, предлагаю ознакомиться с книгой Сергея Мошенского «Больше чем деньги: финансовая история человечества от Вавилона до Уолл-стрит». Книга выпущена издательством «Альпина Паблишер» в этом году и бьет все рекорды продаж. Не стоит отставать от времени! Как говорил Глеб Жеглов в известном сериале: «Страна должна знать героев в лицо!»
Наш сегодняшний герой – деньги.
Деньги – самое ценное сырье. Нефть, газ и уран можно купить за деньги. А вот умение перерабатывать это сырье в финансовые услуги – великая и таинственная алхимия. Та алхимия, которая веками финансирует мировую цивилизацию и дает власть над миром. Первыми это поняли вавилоняне, у которых и зародилась финансовая история человечества. Там же зародилась и система кредитования более четырех тысяч лет назад. В Месопотамии брать в долг было обыкновенным делом: крестьяне занимали зерно, купцы – серебро, в кредит покупали пиво и даже дома.
В глиняной табличке нововавилонского периода упоминается история одной семьи. Супружеская семья взяла кредит в одном из вавилонских банков на покупку дома. Агент банка за 5,8 кг серебра купил дом площадью 100 кв. м. Через некоторое время супруги погасили кредит, но вскоре муж взял новый – на покупку еще одного дома. Часть серебра он занял у собственной жены, а часть – у того же банкира. Вскоре между супругами вспыхнула ссора, так как муж не отдавал жене денег, и дело дошло до суда. Неизвестно, чем закончилась эта история, но судилась чета долго, процесс шел за процессом, отчего этот случай и попал в глиняные хроники истории Вавилона.
Спустя 2500 лет читаешь это и испытываешь радость, оттого что на тебе не висит неподъемная гиря ипотеки, хотя эту радость омрачает невыплаченный займ. Но, надеюсь, сумма его недотягивает до необходимости фиксации этого долга ни на глиняной табличке, ни на гранитном памятнике…
В странах Древнего мира у большинства населения редко имелось в собственности золото или серебро в заметном количестве. Как правило, оно хранилось в храмах или накапливалось в руках богатых, которые богатели за счет ссуд. Когда же появились монеты, золото и серебро оказались поделенными на маленькие кусочки одного веса. Они стали попадать в руки небогатых людей, далеких от состоятельной элиты. Это привело к демократизации финансовых и торговых отношений, сделав их более доступными. Появление монет можно отнести к первой большой финансовой революции.
В эллинском мире вместе с культурой денег возникло экономическое мышление, заставившее греков направить свои мысли в финансовое русло. В трактате «Ойкономия» философа Ксенофонта появилось новое понятие – «экономика», иными словами – «благоустроенное хозяйство». Тогда же были заложены основы торгового права…
Нужно заметить и то, что на греческих островах находилось более тысячи полисов, и каждый полис выпускал свою монету. В 5 веке до н. э. на центральных площадях полисов появляются пункты обмена валюты – столики, за которыми сидели трапезиты. Трапезиты, собственно, и занимались вопросом обмена денег. Ведь полисы выпускали монеты с разным содержимым золота и серебра. Со временем трапезиты при помощи свободных капиталов начинают богатеть (свободные капиталы появляются на разнице курса монет, если можно так сказать). Трапезиты до того входят в валютный раж, что начинают не брезговать и принятием вкладов у клиентов, после чего с ними вступают в борьбу. Можно сказать, что возникновение вкладов в Древней Греции автоматически создает первых банкиров.
Диоген Синопский – тот самый, который обживал всяческие бочки, – изначально был менялой и ростовщиком. А затем и вовсе стал заниматься подделкой монет, из-за чего был выдворен из города. После этого ему только и оставалось, что стать философом. Кстати, ростовщичеством также промышлял и его знаменитый коллега Сократ.
Читаем у Мошенского: «Трапезиты нередко использовали в своих операциях письменные долговые обязательства – прототипы векселя – синграфы и хирографы, перешедшие затем в римскую финансовую систему. Текст синграфа выглядел просто: «Такое-то лицо (имя) должно такому-то лицу (имя) такую-то сумму». Факт распространения таких долговых обязательств говорит и о периоде экономического роста, и об увеличении количества городов, их населения, а главное – о развитии финансовых услуг».
В Вечном городе финансовые услуги населению предлагают всадники и аргентарии. Они сидят на всех рынках и особенно на Форуме, который изначально являл собой торговые ряды.
В 184 году до н. э. Катон воздвигает базилику в центре Рима, возле которой организует проведение коммерческих встреч. Форум превращается в место, где не только узнают новости и делятся сплетнями, но и – главное! – знакомятся с ценами на рынке. На Форуме сосредотачивается весь финансовый бизнес, а про банкиров говорят: «Foro cedere, abire, a foro fugere» – «обанкротиться, уступить место на Форуме, сбежать с Форума».
Однако следующая финансовая революция происходит отнюдь не в Риме, а на Востоке. В Китай, в котором в древности роль денег выполняли золото и серебро, а затем медь (цяни), приходят бумажные деньги. Их предтечами являются пиби – деньги из кожи белых оленей, которые возникли еще во 2 веке до н. э. Но только в 1160 году н. э. общегосударственные универсальные бумажные деньги заменяют собой все остальные письменные долговые обязательства.
Возможно, что будущее наших с вами денег – это к/коды или микрочипы. Мне самому не хочется в это верить, и от одной мысли о таком фокусе Фемиды волосы на всех покрытых и открытых частях моего тела поднимаются дыбом. Невольно задумываешься о судьбе Диогена и начинаешь прикидывать возможный ценник на небольшую будку в районе Средиземного моря.
Но это будущее. А пока оно не наступило, можно читать книги и изучать нашу собственную историю!
Сергей Мошенский. Больше чем деньги: Финансовая история человечества от Вавилона до Уолл-стрит. – М. : Альпина Паблишер, 2022. – 632 с.
Комментарии