search
main
0

Двухсторонние стажировки – незаменимый опыт

Роль международного сотрудничества

Традиция стажировок для педагогов и администрации школы №1998 «Лукоморье» зародилась несколько лет назад в рамках сотрудничества с немецким агентством Agentur fur internationale Bildungszusammenarbeit e.V. (Агентство международного сотрудничества по развитию образования), реализующим программу Erasmus+ (программа Европейского союза, направленная на поддержку в области образования, профессионального обучения, молодежи и спорта).

Такие стажировочные программы дают возможность школе выстроить собственную программу развития с учетом международных ориентиров, вдохновляют педагогов новыми идеями, раскрывают новые горизонты, меняют мышление и стереотипы.
За прошедшие три года специалисты школы прошли образовательные стажировки в странах Европы, посетив самые разно­образные детские сады и школы Германии, Швейцарии, Франции. Педагоги знакомились с практикой традиционных и вальдорфских школ, инклюзивных и лесных детских садов и других учебных заведений. Среди них: вальдорфская школа в Базеле Бирсфелден, инклюзивный детский сад Hand in hand в Кёпенике, Kita Märchenland, Лесной детский сад Kindergarten des StadtWaldkinder в Берлине, детский сад «Сказка» во Франкфурте-на-Майне.
В свою очередь и гости из Германии, педагоги из немецко-русских детских садов прошли стажировку в школе №1998 «Лукоморье». Их цель – знакомство с опытом дошкольного образования Москвы.
Немецким специалистам интересны организация современной образовательной среды в российской системе образования, знакомство с административной и нормативно-правовой базой работы, концепцией образовательных комплексов, взаимодействием дошкольных отделений со школами, с формами и стилями руководства в дошкольных образовательных организациях, российскими образовательными программами дошкольного образования, организационной и методической составляющими педагогического процесса, взаимодействием детских садов с родителями.
– Двухсторонние стажировки, на мой взгляд, отличная форма повышения профессиональных компетенций. Это незаменимый опыт, который невозможно получить из книг или на семинарах. Такие поездки обогащают и мотивируют, – поделилась впечатлениями педагог билингвального немецко-русского детского сада «Незабудка» (Kindergarten Nezabudka) Элес Сыдыкова.
– Было интересно посмотреть, по каким программам работают российские воспитатели, какие методики используют. Нам интересны педагогические подходы к ребенку и климат в детском саду между коллегами, – рассказывает участница стажировки Анжела Гринберг, музыкальный педагог сети детских садов «Незабудка» (Kindergarten Nezabudka).
Безусловно, такой стажировочный опыт обогащает обе стороны – как гостей, так и принимающих. И важно, что целью образовательных стажировок ни в коем случае не является похвалить одну систему образования и раскритиковать другую.
Нельзя однозначно и категорично утверждать, что только одна из систем верная, интересная, методологически корректная, а другая в корне неверна. В каждой из систем свои традиции. Что-то может нравиться, что-то нет, что-то принимается, что-то категорически отвергается, но то, что знакомиться с опытом административной работы, педагогической практики, целевыми ориентирами в системе образования другой страны полезно и интересно, – бесспорно.
Ключевая составляющая в системе дошкольного образования Германии – формирование и развитие самостоятельности, зоны ответственности ребенка, формирование навыков коммуникации, приспособления и выживания в разных ситуациях, умения принимать других, толерантно взаимодействовать, познавать и воспринимать разнообразие мира.
Так, лесные прогулки в Kindergarten des StadtWaldkinder помогают детям понимать, например, что плохо подходящий рюкзак, развязанный шнурок или камень в обуви затрудняют ходьбу. Дети сами решают, когда и с какой скоростью они будут двигаться вверх по склону или сбегать вниз, учатся чувствовать и управлять равновесием при раскачивании на деревьях. Они учатся реагировать на холод или тепло, самостоятельно снимая или надевая одежду. Нет отгораживания детей от реального мира, от его правил, возможностей и рисков. Педагоги делают установку не на запреты, а на правила, создается меньше тепличных условий, чем для детей в российской системе дошкольного образования. Коммуникация, социализация, самообучение – три кита дошкольной ступени немецкой системы образования.
Российские же дети часто не видят реального мира, они не знают его правил и рисков. Необходимо искать пути, как, не совершая революций, воплотить у нас лучшие практики.
Первое посещение немецких дошкольных учреждений для наших педагогов было неким шоком: удивляло многое, в том числе и моменты режима дня, связанные с тихим часом. Было непривычно и странно, что дети спят на матрацах прямо на полу. Еще более странным показалось то, что спят в одежде, в которой только что пришли с улицы, иногда даже в обуви. На реакции, безусловно, сказывается чисто российский менталитет и воспитание: спать нужно обязательно в спальне на кровати, в специальной одежде и уж, конечно, не в ботинках.
План работы педагогов в немецких детских садах составляется всеми педагогами, участвующими в педагогическом процессе на день в живом, неформальном виде. Он не фиксируется на бумаге и не хранится как свидетельство профессиональной деятельности педагогов. Результаты планирования педагогических действий – в результатах развития каждого ребенка. А уже данные о ситуации в развитии ребенка фиксируются в ежедневных наблюдениях. Таким образом, интересен опыт немецких детских садов в организации диагностики детских достижений – это портфолио воспитанника: фотографии, рисунки, высказывания, творческие работы ребенка.
Организация органичного образовательного пространства как для особых детей, как и для нормотипичных – задача и работа воспитателя. В Германии совершенно иной взгляд на инклюзию, организацию и реализацию инклюзивной среды, которая не существует сепаратно, не относится к какому-то особому направлению образования, а является естественной составляющей жизни общества и общей педагогической концепции. То есть инклюзия в широком смысле. Педагогам необходимо понимать, что инклюзия – это не подведение к какому-то стандарту, а развитие способностей детей (в рамках их возможностей) и поддержка их талантов.
Российские эксперты много говорят о заорганизованности российского дошкольного образования: дети не играют в те игры, в которые хотят, не умеют организовывать свое пространство, вместо них все решают взрослые, развития самостоятельности не происходит. Все инновации сводятся к технологизации или добавлению тех предметов, которые детям в реальной жизни никогда не пригодятся.
Московские педагоги увидели на практике через опыт немецких коллег, как можно избежать заорганизованности и развить самостоятельность детей. Прежде всего – предлагать разно­образную практическую деятельность, в которой ребенок учится быть самостоятельным. Важно, чтобы дети сами выбирали, во что будут играть, хотя идею или тему игры может подкинуть воспитатель. Он остается сторонним наблюдателем, своего рода регулировщиком. Если между детьми в процессе игры возникает конфликт, воспитатель не спешит вмешиваться, но обязательно разберет конфликт вместе с детьми. Важно учить детей разбираться в ситуации, решать проблемы и принимать решения, не навязывая своей точки зрения.
Было бы неверным относиться к любому опыту некритически, и не всегда нужно перенимать то, что понравилось, без учета собственных условий, ресурсов, традиций. А главное – нужно понимать цель: зачем мы это делаем?
Уже после первой стажировки пришло осознание, какую роль в развитии самостоятельности ребенка и его подготовке к жизни играет работа с правилами.
Детям старшей группы в экспериментальном порядке предложили самостоятельно передвигаться по детскому саду, наблюдая за ними и контролируя «из-за угла». Для того чтобы эксперимент прочно вошел в дошкольную жизнь, была полностью переоборудована пространственная развивающая среда в трех группах: мебель в них стала трансформируемой, полифункциональной, безопасной и доступной. Еще несколько групп готовы подхватить эксперимент – скоро и у них появится такая мебель.
Для того чтобы у детей было больше возможности для различного вида игровой деятельности, в группах было расширено игровое пространство, созданы строительные комнаты Lego.
Одним из значимых итогов стажировок мы считаем создание групп с ранним изучением английского языка. Немаловажную роль в этом оказало знакомство с опытом билингвального, русско-немецкого детского сада «Сказка» (Франкфурт-на-Майне). В сентябре 2020 года первые выпускники этих групп уже придут в первый класс нашего комплекса. Это наша гордость.
Можно смело утверждать, что обмен опытом с немецкими коллегами выступает эффективным генератором повышения качества дошкольного образования, способствует изменению образовательной среды для полноценного развития детей.
Руководитель агентства Agentur fur internationale Bildungszusammenarbeit e.V. Томас Хенчель отмечает:
– За годы сотрудничества с образовательными учреждениями и управляющими организациями системы российского, и в частности московского, образования накоплен большой опыт совместной работы, трансляции инновационных практик, научной и педагогической деятельности, и важно продолжать сотрудничество, позволяющее обогащать образовательные системы двух стран, помогающее модернизировать образовательный процесс.
По мнению участников стажировок, практика такого международного сотрудничества, обмена опытом важна и полезна, так как дает возможность посмотреть со стороны на образовательную среду, принять участие в совместных проектах, помогает педагогам расширять образовательные горизонты. Благодаря подобным практическим стажировкам специалисты получают живое представление о системах образования других стран, ответы на интересующие их вопросы, берут на заметку педагогические изюминки и приемы, методики, с которыми знакомятся за время стажировок, делятся в ответ своими педагогическими приемами и мнениями.
Являясь эффективной формой повышения профессиональных компетенций, стажировки дают возможность посмотреть со стороны на образовательную среду, учат педагогов быть открытыми к диалогу, учиться друг у друга, узнавать и применять в работе новое и актуальное. Именно на живом, искреннем взаимодействии и строятся настоящие партнерские отношения и сотрудничество, когда обмен опытом осуществляется не для «галочки», а для реальной практики в своей профессиональной деятельности.
Конечно, в России и Германии разные образовательные требования, прежде всего менталитет стран. И тем и ценнее, что российские педагоги участвуют в зарубежных стажировках и видят, как может быть иначе. Так меняются сознание, угол зрения на привычные проблемы, образовательные задачи и варианты их решения.
При этом неоспорима и очевидна самая основная схожесть между обеими странами, состоящая в том, что главным ориентиром траектории системы воспитания и развития является ребенок, а медиаторами, обеспечивающими эффективность и результативность, являются педагог и родитель.

Ольга БЕЛОУСОВА,
директор школы №1998 «Лукоморье»;
Татьяна ВОЛКОВА,
руководитель образовательных и международных программ, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития Института возрастной физиологии Российской академии образования;
Эльвира ФЕДЮШИНА,
педагог дополнительного образования, ответственный за работу объединений дополнительного образования школы №1998 «Лукоморье»;
Инна КУЛЫБЫШЕВА,
педагог-организатор школы №1998 «Лукоморье»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте