Проблемы в системе образования меня волнуют вот уже сорок пять лет, с тех пор как я стал учителем. К одним из них я относился достаточно спокойно. Выявлял истоки проблемы, наблюдал за ходом ее развития, искал решение в научных трудах, а еще больше в известном педагогическом опыте, и успешно решал вместе с коллективом. Другие вызывали и вызывают у меня недоумение по той простой причине, что возникают они, а точнее, их нам преподносят под предлогом благих намерений, сверху. И тут ты просто бессилен. Ясно видишь, какой вред несут некоторые инновации, но попробуй доказать, что это вредит образовательно-воспитательному процессу. А начнешь сопротивляться – становишься чуть ли не врагом народа. С возмущением в душе смотрю некоторые программы по Первому каналу телевидения о школьных проблемах. Передача «Пусть говорят», что была 13 января, называлась «Учительница первая моя». Репортаж-рассказ об учителе начальных классов 9-й школы города Воронежа. Это не столько репортаж, сколько судилище над человеком, который всю свою сознательную жизнь посвятил обучению и воспитанию самых маленьких школьников. Андрей Малахов попытался разобраться с тем, как быть, если учитель в оскорбительной форме обращается с учениками на уроках. Была представлена запись с диктофона, где якобы учительница начальных классов унижала и оскорбляла в грубой форме ученика. Упреждаю тех, кто в студии Андрея Малахова во всю глотку кричал о том, что этого учителя надо гнать из школы, лишить ее всех званий и наград. Я не выступаю в качестве адвоката этой хрупкой, перенесшей инфаркт учительницы. Даже известный не только у нас в России, но и в мире адвокат Резник сказал, что дело (и запись на диктофоне) должно быть тщательно расследовано, прежде чем принимать какое-то решение…
Я хочу сегодня поднять проблему взаимоотношения учителей, детей, родителей, общественности. Такой проблемы во время моей учебы не существовало. Моя первая учительница (царство ей небесное) Клавдия Александровна была для нас всех, босоногих, полураздетых и часто голодных (тогда в школе не кормили), второй матерью. Мы не просто ее уважали, любили, слушались, мы ее боготворили. Ведь она была для нас не просто учителем по русскому языку, арифметике и чтению. Она учила нас правильно вести себя со старшими, уважать их, всегда здороваться со встречными, ведь в деревне все знают друг друга. А пожелать здоровья человеку значит проявить милосердие. Мои одноклассники за сто метров от школы бежали встретить Клавдию Александровну. А мальчишки считали за честь нести ее тяжелую сумку с нашими тетрадями. Это она выводила в качестве образца цифры и буквы по чистописанию, чтобы выправить наш подчерк и добиться красивой каллиграфии. Фундамент знаний, умений и навыков она заложила настолько прочный, что в последующие годы многие ребята учились на «хорошо» и «отлично». А четверо из нас по окончании 11-го класса получили золотые и серебряные медали. Особо хотелось бы отметить ее отношение к нам – детям. Всегда ласковая (кстати, и сегодня мои коллеги-учителя называют учеников в начальной школе в уменьшительно-ласкательной форме: Ванечка, Дашенька, Илюшенька), доброжелательная, милосердная, она угощала нас нередко своим вареньем, давала нам печенье и конфеты, купленные на свои деньги. Мы это понимали уже в раннем возрасте и были ей благодарны. А как были благодарны нашей учительнице родители! Еще бы, ведь Клавдия Александровна учила и воспитывала не только нас. Она была первой учительницей моей старшей сестры Татьяны, и еще сотни выпускников начальной школы прошли через ее доброе сердце. Таких учителей я могу назвать очень много.На передаче у Андрея Малахова прозвучала фраза, что, мол, в нашей российской школе до сих пор существует авторитарная педагогика, потому и учитель словно диктатор на уроке. Да чушь это самая настоящая! В том виде, в каком ее представляют некоторые родители, мы с авторитарной педагогикой начали расставаться еще в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, когда известный всему Советскому Союзу педагог Шалва Амонашвили выдвинул идею педагогики сотрудничества. Идея, кстати, не нова, она была известна еще раньше. Да и наша учительница Клавдия Александровна очень часто привлекала актив класса к решению разных вопросов внутри классного коллектива. Не оправдывая в целом авторитарную педагогику, я хочу доказать, что элементы автократии крайне необходимы, и особенно в начальной школе. Слово учителя на уроке должно быть законом для учащегося. И к этому должны быть готовы и дети, и их родители. Интересно, как ведут себя родители и что они предпринимают, если их ребенок выходит из-под контроля, безобразничает и не реагирует на замечания. Вероятно, и голосок повысят на свое чадо, может, используют старый метод выставления в угол, а нередко применяют и физическое воздействие.А что же делать учителю, если у него в классе таких не подготовленных к школе детей не два-три, а значительно больше? Я категорический противник жестоких мер, и тем не менее, прежде чем предъявлять претензии к школе и учителю, родители обязаны (подчеркну: обязаны по Закону «Об образовании») подготовить детей к школе. Не надо нам, чтобы они умели читать и писать до школы. Научить их этому – задача школы. А вот научить ребенка быть вежливым, послушным, реагировать на замечания учителя, извиняться за совершенный проступок или за нарушения правил поведения, вести себя в коллективе, как в содружестве равных, – это прямая обязанность родителей. Наконец, родители обязаны по закону нести ответственность за поступки детей до 14-летнего возраста. А потому публика Андрея Малахова должна была бы строго спросить с мамаши за поступки ее сына. Увы, к сожалению, не многие предъявили претензии маме обиженного ребенка. А жаль. Ну, что поделаешь. Общество не стоит на месте: теперь уже не только в городе, но и в деревне учитель не является одним из главных источников и носителей знаний. Если 40-50 лет назад людей с высшим образованием в деревне можно было сосчитать по пальцам, и это были в основном учителя, то теперь чуть ли не половина (а уж одна треть взрослого населения точно) имеют среднее специальное и высшее образование. А вот знаниями педагогики и методики обучения и воспитания обладают только учителя. И для меня кажется очень странным, что у нас в России все кому не лень поучают педагогов-профессионалов, как и чему учить, как воспитывать школьников. Можно ли представить себе, что я, учитель истории, захожу в больницу, где в хирургическом отделении находится мой родственник, и даю советы и даже указания врачу, как его лечить? Как минимум мне была бы обеспечена койка в соседней больнице под названием «Психиатрическая». Далеко не все, но значительная часть родителей перешагнули порог допустимого. Им кажется, что их любимое чадо является идеальным, во всем талантливым и уж, конечно, непогрешимым. А когда приглашаю в школу родителей, чтобы сообщить, что их ребенок курит и нужны меры профилактической работы, то у родителей часто недоумение на лице. Более того, некоторые клятвенно заверяют, что этого не может быть. А уж когда отдаю им пачку сигарет и зажигалку, которыми пользуется их ребенок за порогом школы…Мы давно перестроили свою работу с родителями. Ушли от назидательных монологов и разборок оценок их детей. Больше и чаще слышим друг друга в беседах за чашкой чая о наших общих проблемах. На родительских собраниях, конференциях, праздниках для родителей общаемся как соратники, а не как противники. Находим общие точки соприкосновения и в делах учебных, и в воспитании подрастающего поколения. Организуем «круглые столы» для родителей, где пропагандируем опыт тех, кому удается решать проблемы обучения и воспитания, у кого в семье лад, кто не торопится перекладывать родительские обязанности на школу. И школа, и классы наши всегда открыты для родителей. Более того, мы часто проводим общественные смотры знаний учеников, различного рода выставки, демонстрируем родителям успехи детей в художественной самодеятельности, спорте. Пусть родитель увидит своими глазами ребенка не в домашних условиях, а в условиях коллективной школьной жизни. Тогда и амбиций у некоторых поубавится. Конечно, учитель, особенно в селе, где он постоянно на виду, обязан быть авторитетом не только в школе, но и в социуме. Его авторитет во многом зависит от него самого. В этом я абсолютно убежден.На передаче «Пусть говорят» кто-то сказал, что срывы учителей происходят потому, что очень низкая зарплата у наших педагогов. На что присутствовавший в студии депутат Государственной Думы РФ моментально парировал: «Учитель должен работать в школе не за деньги, а по призванию». Я не могу оправдать грубость и бестактность учителя низкой зарплатой. Но то, что в школу сегодня идут работать и случайные люди, далеко не преданные своему делу, это точно. Идут хоть на 4-5 тысяч зарплаты в месяц. А иначе пополнят армию безработных с учительским дипломом на руках. Возложив на учителя всю ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, государство фактически и юридически доверяет учителю судьбу будущих граждан России. Сегодня за это с педагога огромный спрос. А если так, то учителя являются государственными служащими. Однако на самом деле это не так. К сожалению, мы муниципальные работники. К такой категории относятся уборщики служебных помещений, дворники, водопроводчики из ЖКХ и т. д. Даже в царское время учитель был на особом положении. Не случайно Александр I создал Министерство народного образования, лишний раз подчеркивая всенародную заботу об учителе и его святом деле. Сегодня у нас нет народного образования, нет той всенародной заботы об учителе, от которого во многом действительно зависит судьба будущей России, судьба тех, кто выходит из школы. 2010-й был объявлен Годом учителя. Конечно, это здорово. Но насколько он действительно выполнил свою миссию? Не хочу давать оценку, но именно в Год учителя шло закрытие многих сельских малокомплектных школ, а зарплата сельского учителя упала до зарплаты уборщицы. А тут еще наше Центральное телевидение подсунуло сериал «Школа», где сценарист и режиссер сериала показали себя, какие они ученики. Как будто специально в ответ на президентскую инициативу «Наша новая школа» выдали образец. И Андрей Малахов в своей передаче тоже поддает жару, демонстрируя, какие плохие у нас в России учителя. А как было бы здорово, если бы талантливейший человек, телеведущий Андрей Малахов вспомнил, как прекрасно выступали на телевидении известные педагоги страны: Амонашвили, Лысенкова, Шаталов, Щетинин, Захаренко, Палтышев и многие другие! Это были своего рода уроки мастеров педагогического труда. Вся страна видела достижения учителей, целых коллективов школ и гордилась нашим лучшим в мире образованием. Василий ПОДЕРЯГИН, директор Шелаевской средней школы, Валуйский район, Белгородская область
Комментарии