search
main
0

Дворец имени Аркадия Гайдара

85 лет вместе с детьми

Дворец творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара был основан как Дом пионеров Пролетарского района. Располагался он в районе Таганской площади Москвы и действовал как центр внешкольной работы с детьми, где появились и кружки по интересам. Кройка и шитье, рисование, театральное искусство – этим занимались дети помимо пионерских сборов и тимуровских активностей.

Постепенно растет число кружков и кружковцев. Теперь уже Дворец пионеров становится центром дополнительного образования и в 1966 году получает новое большое здание в районе Люблинских прудов. Воспитанники дворца приступают к исследованию литературного творчества и исторического наследия детского писателя Аркадия Петровича Гайдара. Иллюстрациями жизни и произведений Гайдара становились работы многих кружковцев Дворца творчества.

Тогда, во второй половине 1960‑х годов, в жизни Дворца творчества появляются активности, которые сегодня мы называем проектными практиками: создание музейных экспозиций, издание газеты, радиотеатр, подготовка музыкальных, хореографических выступлений и концертов.

Практика соединения программ дополнительного образования, социальных инициатив детских коллективов и проектных активностей находит воплощение в жизни большого территориального комплекса дополнительного образования, каким является Дворец творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара.

Сегодня это один из крупнейших многофункциональных образовательных комплексов на юго-востоке столицы. Его воспитанникам доступны более 1,5 тысячи кружков и секций, а также бассейн, футбольное поле, картинг, ИТ-полигон и многое другое.

Состав комплекса образуют его 12 зданий, большой коллектив педагогов, Московское региональное отделение Российского движения школьников. Масштаб дворца – территория Юго-Восточного округа столицы, но многие проекты, образовательные инициативы осуществляются совместно со школами, колледжами, вузами и иными организациями, находящимися далеко за пределами расположения зданий Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара.

В орбиту его непосредственных образовательных активностей вовлечены более 25 тысяч детей. Самые востребованные направления программ дополнительного образования – вокал, хореография, спорт, живопись, музыкальное и театральное творчество, а также занятия в сфере VR/AR (виртуальная реальность), робототехника, дизайн, резьба по дереву, испанский, английский и другие иностранные языки, криминалистика, спорт, туризм.

Главный корпус дворца находится в живописном парке имени Шкулева, а на входе встречает памятник детскому писателю Аркадию Гайдару. Кстати, в хорошую погоду многие занятия проходят в парке, здесь же занимаются скандинавской ходьбой и зумбой участники «Московского долголетия».

В четырехэтажном здании есть три танцевальных зала, хоровой класс, актовый зал со сценой, а также кабинеты, оборудованные современной техникой. В целях реализации своих творческих замыслов дети используют видеокамеры, световые прожекторы, пробуют себя в роли радио- и телеведущего, блогера. В распоряжении тех детей, которые интересуются современными технологиями цифровой реальности, киберспортсменов VR-шлемы и другое оборудование.

С 2017 года во дворце работает IT-полигон, где школьники оттачивают навыки программирования, создают 3D-модели, роботов, учатся монтировать и управлять квадрокоптерами.

Рядом с главным корпусом расположились спортивный комплекс с бассейном и концертный зал на 500 мест. На его сцене дети показывают отчетные постановки и проводят концерты. Там же проходят городские и федеральные мероприятия и выпускные вечера.

Увлекательные занятия ждут ребят и на других площадках дворца. Например, во дворце в районе Лефортово работает живой уголок, где школьники могут поухаживать за морскими свинками, черепахами, попугаями. Там же можно освоить вождение карта – простейшего гоночного автомобиля без кузова.

В здании в районе Рязанский работают физические и химические лаборатории. Для юных исследователей установлен наномикроскоп, с его помощью можно рассмотреть даже мельчайшие частицы веществ. В столичных образовательных учреждениях для детей насчитывается всего три таких прибора.

Дети и педагоги Дворца творчества гордятся своими музеями. В главном здании действует музей 194‑й Краснознаменной Речицкой стрелковой дивизии. Его открытие и работа – результат многолетней поисковой работы, которую провели пионеры дворца в связи с подготовкой к празднованию 30‑летия Победы. Работа над пополнением и представлением экспозиции продолжается и сегодня. В музее гости дворца видят награды и снаряжение, форму солдат и офицеров дивизии, знакомятся с описаниями боевого пути части.

В корпусе на 12‑й Новокузьминской улице работает музей физики.

Во Дворце творчества в районе Южнопортовый детей принимают музей сказок народов мира и музей «Казачья слава».

Эти экспозиции известны в городе. Музеи дворца принимают участие в городском проекте «Музеи. Парки. Усадьбы». Экскурсии интерактивные. Часто они совмещаются с уроками истории, обществознания. Дети получают и выполняют задания, зарабатывают баллы в зачет своих образовательных учреждений.

 

Собрать робота и провести детективное расследование

Во Дворце творчества дети изучают испанский язык, посещают уроки рисования, академического пения, эстрадного вокала, балета, народного танца, современной хореографии.

Например, 11‑летняя Донья Идрис занимается танцами и учит испанский язык:
– На танцы я хожу уже четыре года, а на испанский – первый год. Про будущее в этом плане я не думала, мне просто нравится учиться. Здесь добрые педагоги и хорошие ребята.

Будущие инженеры, любители творческих задач с увлечением занимаются техническим дизайном, архитектурой, робототехникой.

– На уроках робототехники собираем и программируем роботов. Сейчас на специальном сайте делаем VR-пространство для виртуального робота. Это очень интересно, – говорит воспитанник Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара Владимир Хальзов.

На занятиях по криминалистике дети расследуют вымышленные преступления, узнают, как снимать и различать отпечатки пальцев при помощи грифеля и бумаги.

Ребята старше 10 лет учатся искусству гильоширования (выжигания по ткани) и изготовления цветов из ткани. Это уникальные программы, таких направлений нет в других центрах детского творчества.

В 2021 году резьбе по дереву со всеми необходимыми предосторожностями и при изменении содержания программы стали учить и самых маленьких воспитанников.

 

Полезные каникулы и выбор профессии

Ежегодно Дворец творчества участвует в городских образовательных проектах. Во время каникул открываются «Сезоны в «Гайдаре». Ребята могут попробовать свои силы в робототехнике, 3D-моделировании, конструировании туристического снаряжения или спортивном ориентировании. В прошлом учебном году к программе присоединились более семи тысяч человек.

Каждый участник летней образовательной кампании имеет ряд преимуществ. Обучающиеся, разработав индивидуальную траекторию развития, могут в короткий срок устранить свои образовательные дефициты, освоить новый навык и ознакомиться с новыми видами деятельности. Старшеклассники проявили интерес к проекту «Профессиональное обучение без границ». Им открываются возможности посещать занятия в колледже и получить профессию. В 2020 году 90 человек освоили профессию вожатого, 30 человек – помощника воспитателя и 15 человек – декоратора витрин.

Школа вожатых Дворца творчества знакомит детей с целями, задачами, условиями работы, с правами и обязанностями вожатого в детском лагере. Некоторые дети – выпускники программ дополнительного образования – присоединяются к Российскому движению школьников Москвы. Занятия детей в РДШ включают множество направлений, поэтому каждый может найти себе занятие по душе. Это может быть творчество, профориентация, спорт, наука. Дети выезжают на городские события, где пробуют себя в качестве ведущих и спикеров. В волонтерский отряд входят не только школьники, но и сотрудники учреждения.

Одно из направлений проектов «Гайдара» – сотрудничество с медицинскими учреждениями. Дворец творчества создает для ребят из детских больниц интересные программы: организует мастер-классы, проводит вебинары, устраивает выставки, принимает участие в оформлении учреждений.

 

Новые возможности и планы на будущее

В прошлом году, как и все столичные учреждения, Дворец творчества из-за пандемии перешел на работу в дистанционном формате. Это открыло для его сотрудников и воспитанников новые возможности. Сейчас помимо очных уроков проводятся дистанционные занятия и вебинары. Кстати, присоединиться к ним могут не только москвичи, но и жители других городов.

В планах активное участие в городских, всероссийских и международных соревнованиях, среди которых чемпионаты профмастерства KidSkills, WorldSkills и «Абилимпикс». К 2025 году мы хотим стать лидерами в организации детских творческих работ. Планируем создать школу проектов как партнерство образовательных организаций.

Синтез богатого педагогического наследия и современных практик, ориентация на практические результаты, обеспечение выбора, а через это развитие субъектности ребенка, вовлечение всех участников образовательного процесса в проектную деятельность, развитие конкурентных качеств молодых людей и девушек на основе метапредметных компетенций, мягких навыков, применимых во всех видах деятельности, забота о воспитании детей и молодежи – в этом характер «Гайдара», забота о будущем, которое проявляет себя в каждом занятии, в каждом новом деле, в каждой образовательной программе.

Надежда КУРАНИНА, директор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара;
Ирина БУЯНКИНА, Дарья КАБАЧЕНКО, Елена МОЛЧАНОВА, Виталий ПЕТРАКОВ,
заместители директора Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте