search
main
0

Двойной отбор,. или Молодые нуждаются в защите

Школа по-прежнему остается заповедником консерватизма. Времена и эпохи меняются, а образ Марьи Ивановны, учительницы пенсионного возраста с пучком волос на затылке и с указкой в руках, прочно засел в головах жителей нашей необъятной страны. Так ли он далек от реального положения дел? И почему в школе так мало молодых учителей? Всерьез об этом задумались, пожалуй, лишь после президентского призыва «Школы должны наполниться энергией молодых». Президент тогда привел весьма печальные цифры – в школах работают от 7 до 12 процентов молодых учителей.

– Привлечение молодых должно стать нашим приоритетом, – заявил Дмитрий Анатольевич на открытии Года учителя, закрепив это положение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».Надо сказать, что меньше чем за полтора года благодаря президентскому вниманию и поддержке проблема молодых учителей стала подниматься на самых различных уровнях. Этой теме была посвящена и одна из дискуссионных площадок VI съезда Всероссийского педагогического собрания. Называлась она предельно откровенно – «Трудная дорога в школу, или Почему в школе так мало молодежи». – Все начинается с того, что молодые учителя, прежде чем попасть в школу, проходят двойной отбор – во-первых, в педвузы идут те, кто не прошел по конкурсу в другие высшие учебные заведения. Успешно окончившие педуниверситет стараются найти работу не в школе. Как же сделать так, чтобы в педвузы шли лучшие? – сразу же поставил перед присутствовавшими непростой вопрос модератор дискуссионной площадки главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Перед началом дискуссии он привел данные Минобрнауки России, в соответствии с которыми доля учителей пенсионного возраста за пять лет выросла с 16 до 18 процентов, а вот количество молодых со стажем от 2 до 5 лет, наоборот, снизилось с 6,3 до 5,3 процента. – Около 30 процентов выпускников педвузов идут в школу. Однако через три года там остаются лишь пять процентов. Эта статистика свидетельствует: что-то не так в нашем государстве с образовательной политикой, давайте предложим ВПС эффективные пути привлечения и закрепления молодых в школе, – обратился к участникам площадки главный редактор «УГ». Примечательно, что среди присутствовавших были как совсем молодые учителя, так и опытные, проработавшие не один десяток лет.Даешь конвенцию по защите прав учителя!Особенностью дискуссионной площадки была ее многоаспектность, модератору удалось не зациклиться на какой-то одной проблеме и обсудить весь их спектр, проанализировать не только финансовые причины нежелания молодых идти в школу, но и психологические, и социальные. Вообще было очень много ярких, запоминающихся выступлений.- Мы часто говорим о защите прав ребенка, – заявила молодой педагог из Иркутска Нина Черкасова. – А кто позаботится об учителях? Особенно уязвим молодой педагог. Если у стажиста есть хотя бы навыки общения и с детьми, и с их родителями, то неопытного всему этому надо обучать. Существует конвенция о правах человека, о правах ребенка. А не стоит ли подумать о конвенции о правах учителя? Педагог предложила возродить школу вожатых, тесно сотрудничать с педвузами, и тогда, по ее мнению, можно увидеть и отобрать талантливых детей еще во время учебы за школьной партой.- Мы проводили опрос среди студентов первого курса, и лишь пять процентов из них написали, что пошли в педвуз по призванию, все остальные – случайные люди, те, кто пришел лишь за тем, чтобы получить документ о высшем образовании, кому просто идти больше некуда, – заявил председатель Совета молодых педагогов Ивановской области Павел Покровский. – Однако еще печальнее, что только 1,8 процента учителей хотят, чтобы их дети продолжили учительскую династию. Павел Сергеевич также заметил, что пока у нас в обществе будет доминировать негативный образ школы, вряд ли подростки захотят поступать в педвузы.- Молодой учитель наиболее незащищен. Чтобы хоть что-то заработать, он вынужден брать большую нагрузку, о каком же творческом поиске может идти речь? – обратился Покровский с риторическим вопросом к присутствовавшим. – Кроме того, общество почти ничего не знает об учителях, мало педагогов-политиков, депутатов. У большинства наших граждан сложилось представление об учителях как о затравленных жизнью и детьми людях.- Мы у себя на региональном уровне стремимся популяризировать учительскую профессию, для молодых проводится муниципальный конкурс «Педагогический дебют», депутат Госдумы Татьяна Яковлева учредила гранты для молодых учителей, кроме того, действуют различные финансовые программы по поддержке молодых, – отметил Павел Покровский. – Почему бы не распространить подобные инициативы и на федеральный уровень? К примеру, для создания позитивного образа учителя можно было бы демонстрировать по ТВ минутные рекламные ролики про педагогов.- Престиж любой профессии складывается из четырех составляющих, – заметил Петр Положевец, – из возможности реализовать себя, из социальной значимости, свободы и, конечно же, финансовой стороны. В Скандинавских странах, в частности в Финляндии, учитель получает свыше двух с половиной тысяч евро, профессия уважаема и престижна. Так что неудивительно, что эта страна имеет один из самых высоких показателей в мире по результатам международных исследований PISA и TIMSS.Примечательно, что одним из самых активных участников дискуссионной площадки стал учитель года России-2010 из Тульской области Андрей Гарифзянов, причем зачастую он выступал в роли оппонента выступающим педагогам.Когда Павел Покровский предложил школам, куда в будущем придут молодые учителя, заключать целевые договоры с вузами, Гарифзянов поинтересовался: а по какому принципу будут отбираться ребята, как можно выявить у них призвание?Оказалось, в Иванове, и непосредственно в 37-й школе, где завучем работает Павел, широко распространена система вожатых, а в межшкольном учебном комбинате среди прочих профессий есть и педагогическая подготовка.Кстати, сам Андрей Гарифзянов из педагогической династии, так что в школу его заманивать не надо было.- Из учительской среды не так много молодых идет по стопам родителей, ведь они хорошо знают эту профессию изнутри, дома на родителей насмотрелись, – продолжил разговор народный учитель России Юрий Иванович Латышев из 44-й гимназии города Ульяновска. Тех, кто старше тридцати, – за борт?Пожалуй, самым запоминающимся было выступление молодого учителя физики из 19-й гимназии города Казани Нияза Гафиятуллина.- Молодых учителей в нашей школе около 35 процентов, причем средний возраст педагогов -25 лет. Нашему же директору всего лишь тридцать, – заявил педагог. Среди особенностей 19-й гимназии также то, что администрация привлекает молодых выпускников непедагогических вузов. – Молодые люди должны иметь разные траектории развития, и не обязательно, чтобы они работали только по профессии, – считает Нияз Мансурович. Сам он окончил физический факультет Казанского госуниверситета, но прежде чем работать со школьниками, прошел психолого-педагогическую подготовку.- А куда вы деваете тридцатилетних, – тут же поинтересовался ироничный Андрей Гарифзянов с галерки.- Когда мы говорим о привлечении в школу молодых специалистов, упор нужно делать не на молодости, а на том, является ли человек специалистом в своем деле или нет, тогда не будет никаких конфликтов в коллективе, – заметил ректор Пензенского института развития образования Геннадий Белорыбкин. – Для того чтобы из педвузов выпускались действительно хорошие специалисты, необходимо поменять всю систему высшего педагогического образования, сделать ее практико-ориентированной. Почему бы не ввести что-то по типу ординатуры, как у медиков?Проректор Липецкого института развития образования Елена Панова сообщила, что в Липецкой области работают около 7 процентов молодых учителей, это один из лучших показателей по стране, однако лишь 2 процента из них проходят повышение квалификации. – Многие руководители почему-то не считают целесообразным отправлять на курсы повышения квалификации учителей, работающих менее пяти лет, но ведь за это время молодой учитель может потерять вкус к профессии и уйти из школы.Проблемы молодых, по мнению Елены Евгеньевны, можно решить, если объединять их в сообщества, профессиональные советы. Кроме того, Елена Панова считает, что институт наставничества нужно вывести из стен учебных заведений на уровень муниципальных и региональных сообществ.Главное – практикаБезусловно, зашла речь и о необходимости менять систему высшего педагогического образования. Не секрет, что большинство молодых людей, поступая в педвуз, выбирают предметную область, а не профессию учителя. Да и в педагогическом университете предметной подготовке уделяется куда большее внимание, чем таким дисциплинам, как педагогика, психология, филология, методика преподавания. А в результате выпускник, получив диплом, ищет себе работу где угодно, только не в школе. – Ребята не готовы к задачам педагогического общения, – считает Илья Александрович Лобанов, учитель из города Электросталь Московской области. – Сейчас, когда многие педуниверситеты преобразованы в классические, уровень педагогической подготовки еще более снизился.Подготовить качественного специалиста без практики очень трудно, – убежден Лобанов. – Студенты педвузов должны чаще бывать в школе, может быть, им стоит проходить годичную стажировку, прежде чем отправляться в самостоятельное плавание.Дайте место под солнцем!У московских учителей, как всегда, свои особенности. Здесь самая большая проблема для молодого учителя – найти работу.- У нас не хватает мест для молодых учителей, ведь ежегодно московские педвузы выпускают 2 тысячи человек, – поделился проблемой председатель Совета молодых педагогов Москвы Павел Кузьмин. Он рассказал, что в Москве для ребят 9-11-х классов, мечтающих об учительской профессии, проводится конкурс «Новая смена».Почти все молодые учителя называли среди главных проблем отсутствие жилья.- Обеспечение жильем – это вторая после зарплаты по значимости проблема для молодого учителя, – заявил Андрей Гарифзянов.- Без этого привлечь молодежь в профессию очень трудно. Как можно строить семью, развиваться профессионально, если, скажем, зарплата в нашей школе в среднем составляет 8 тысяч рублей.- Труд педагога, конечно, во многом миссионерский, – подвел итог обсуждениям учитель из Тверской области Алексей Максимов, – но мы же не должны забывать о собственных детях……Разговор на дискуссионной площадке получился живым и предельно откровенным. Очень хотелось, чтобы высказанные молодыми и опытными учителями предложения были услышаны государством и обществом.Из резолюции дискуссионной площадки «Трудная дорога в школу, или Почему в школе мало молодежи»Чтобы привлечь молодых, необходимо:1. Провести на федеральном и региональном уровнях мероприятия с участием органов государственной власти и местного самоуправления, а также общественных организаций с целью дальнейшего повышения социального статуса учителя в российском обществе.2. Восстановить в школах институт наставничества, который будет иметь не только моральную, но и финансовую поддержку.3. Рассмотреть возможность предоставления молодым учителям транспортных льгот.4. Рассмотреть возможность усовершенствования системы бесплатного питания для молодых учителей.5. Усовершенствовать систему моральной (конкурсы, семинары) и финансовой (льготы, доступные банковские кредиты, ипотека, бесплатное посещение объектов культуры) поддержки молодых учителей.6. Рассмотреть возможность создания реальных и виртуальных ассоциаций молодых учителей.7. Проводить конференции молодых учителей школ с целью обмена педагогическим опытом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте