Я окончил школу настолько рано, что уже в 15 лет поступил в МГГУ им. М.А.Шолохова на исторический факультет.
Сказать, что это был неосознанный выбор, не сказать ничего. Но как бы я ни отдалялся от профессии учителя, некие космические силы вели меня к ней семимильными шагами, как говорится, все, что ни делается, все к лучшему. На выпуске из школы мою подростковую личность одолевали мечты о театральной сцене, была договоренность с родителями о годовых курсах подготовки при театральном училище, но один человек, которому я помог оформить обложку его исторических очерков, увидел во мне (как он выразился) «толкового парня»: «Что ты будешь год терять на курсах?! Давай поступать!» По иронии судьбы любимым учителем в школе был учитель истории (пламенный ей привет и огромное спасибо!). Узнав, что ее «чадо» поступило на исторический, она радовалась больше всех, прыгая до потолка! Началась учеба, но вплоть до пятого курса я не видел себя учителем, более того, уверял себя: «Какой учитель? О чем вы говорите?!» Я мог представить себя кем угодно, но не преподавателем в школе.В 17 лет втайне от родителей (позже, естественно, пришлось рассказать) я устроился работать в одно из сетевых заведений общего питания Москвы – хотелось слезть с родительской шеи, совмещал учебу и работу, и, как сейчас понял, не зря. Анализируя, пришел к выводу, что раскрыл в себе трудолюбие, выносливость, терпение, внутреннюю дисциплину, стрессоустойчивость, развил определенные навыки общения, тем самым неосознанно подготовил себя к более значимому труду плюс не остановился в карьерном росте и достиг неплохих высот. Вскоре «общепит» себя исчерпал, я оставался там вплоть до предложения поработать в школе, от которого благополучно отказался. Да, сначала я отказался, посмеявшись в лицо предложившему («Я учитель?»), но когда меня осенило, а почему нет-то, ведь я даже не попробовал, было уже поздно! Мой поезд ушел, я продолжал «варить кофе» и был крайне подавлен. Но моя судьба та еще штучка: второе предложение не заставило себя долго ждать. Мне исполнилось 19, был окончен четвертый курс вуза, я благополучно вырвался на финишную прямую в получении высшего образования и «Я согласен!» – криком ответил завучу, не сдерживая эмоций. Я шутил: «Моя жизнь разделилась на эру до учителя и эру учителя», не представляя, что меня ожидает. Линейка 1 сентября 2012 года. «Георгий, погляди – вот твои детки!» Как сейчас, представляю тот момент: Георгий стоит в шоке и прячется за единственное дерево на месте проведения линейки (так-то у нас очень облагороженная территория). Меня переполняли самые разные эмоции: был страх, но этот страх подавлялся бесконечным интересом («А что будет завтра?»). А завтра меня ожидало полноценное знакомство и первые уроки. «А что, у нас историю будет вести одиннадцатиклассник?» – слышалось обсуждение перед уроком. (Действительно, мне только 19 лет, а я уже учитель!) Как оказалось позже, некоторые одиннадцатиклассники были младше меня всего на 1 год.- Доброе утро! Я поздравляю вас с Днем знаний, желаю творческого подъема и успехов во всех начинаниях! Зовут меня Георгий Нодариевич Одишвили, я буду вести у вас уроки истории и обществознания.Тут наступила неловкая пауза, не сразу понял, в чем дело. Как оказалось, детей просто-напросто напугала сложность моего имени и отчества.- Записать на доске?- Да, да, да, будьте добры! – спасительно воскликнули теперь уже мои ученики.(На протяжении полутора месяцев мое ИО неоднократно коверкали, меня всегда это «улыбало» и «улыбает» до сих пор.)Мы взаимно поедали с каждым учеником друг друга глазами, у детей это получалось в разы лучше: 60 глаз осматривают нового молодого учителя с ног до головы. Мне казалось, слова, сказанные мной, «доставались» не всем и нужно их повторять. Вот он – мой «театр», о котором я мечтал, и даже больше, чем театр! Первый урок, как сон, как небольшое погружение в педагогическую жизнь, в которую через неделю я нырнул с головой! Окончен первый урок, я почувствовал «небольшую» усталость от напряжения – упал в учительское кресло… На лбу проступил пот, я слегка опустил голову, меня окликнул ученик и сказал заветное: «Спасибо за урок!» Хотелось ответить: «Тебе спасибо!» Потяжелел лоб, давно не было такого ощущения, для полного счастья не хватало только пустить слезу. Я учитель! Кайф! И так с каждым классом. Ночью я спал, как младенец. Проснувшись на следующий день, я подумал: «Георгий, ты, кажется, нашел себя! Неизвестно, на какой срок, но это ты!» С каждым новым этапом общения с детьми я открывал свое истинное «я». Перед тем как принять окончательное решение о начале своей деятельности в школе, я спросил совета у своего «гуру» по истории и любимого учителя:- А я справлюсь?- Несомненно. Только, Гоша, не наигрывай из себя училку, будь с ними самим собой, и дети будут от тебя без ума.Я внял совету, несмотря на все опасения обжечься от подобного общения и прогореть на этом. Я искренен в каждом вопросе. Да, иногда действительно сложно, но трудности есть везде. Многие друзья спрашивают, любят ли меня дети. Я всегда отвечаю: «Любят безумно, это у нас взаимно». Как бы я ни стремился общаться с детьми, должность учителя-предметника меня все равно в этом ограничивала. Спустя три месяца я начал грезить классным руководством. Но откуда посреди года? Все классы, так сказать, заняты. Хотя не стоит забывать, что у моей судьбы хороший слух и дерзкий характер. Она «свергла» классного руководителя 5-го «В» класса. У администрации возник вопрос: «Кого ставить? Детей нельзя оставлять без руководителя!» Встретив директора в коридоре школы, я попросил отдать их мне. «Смелый шаг», – прозвучало в ответ. Через неделю я проводил первый классный час и со звонком сообщил:- 5-й «В», сегодня меня назначили вашим классным руководителем!После этого я не смог вставить ни единого слова. Боже, опять слезы наворачиваются. У детей была безумная радость! Но моя радость перекрывала ее с головой (хоть я и не стучал по партам и не обнимал первого попавшегося соседа до хруста костей). Я наблюдал: улыбка моя «смыкалась где-то на затылке», одновременно сдерживал слезы. Позже, остыв, я осознал ответственность содеянного, но это только укрепило фундамент моей деятельности. Впредь я получаю наслаждение от каждого рабочего дня со всеми его последствиями.Мне нравится готовиться к урокам, я стремлюсь всячески заинтересовать детей, получаю кайф от восторженных глаз моих учеников, но испытываю ровно противоположенные ощущения, если по разным причинам урок не удается, ведь потерянный урок не вернуть, а можно было сделать очень многое. Работа со школьной документацией для меня сразу ушла на второй план, поэтому иногда приходилось задерживаться в школе допоздна. Мои друзья недоумевали: «Что тебе делать в школе, если там нет детей?» А я только пожимал плечами, отвечая: «Во второй половине дня школа – один большой офис».Быть молодым педагогом легко, если легок ты. Если молод твой внутренний мир, безумный внутренний мир, который ты можешь направить в нужное русло. Русло, которое станет твоим течением жизни, каждый захочет хоть немного, но «проплыть» по нему, взяв для себя главное, что станет сокровенным. Удается не всем, хотя силы восстанавливаются, обиды проходят, трудности преодолеваются.
Георгий ОДИШВИЛИ, учитель истории и обществознания школы №2005
Комментарии