search
main
0

Двойная спираль. Многофункциональная информационная система работает на студентов и преподавателей

Повышение эффективности деятельности современного учебного учреждения во многом связано с использованием информационных систем. В учебном процессе, научной и административной деятельности присутствуют большие потоки информации, в основном в бумажном формате, что подразумевает большие временные затраты на поиск и обработку необходимых данных. Перевод информационных потоков в электронный формат позволит уменьшить время доступа и время публикации актуальных материалов, сделать более удобной форму предоставления информации, увеличить ее объем и качество. Обеспечение таких возможностей определяет требования к проектированию информационных систем, которые активно разрабатываются во многих вузах и колледжах.

Учебная, научная и административная деятельность в учебных заведениях тесно переплетены между собой и соответственно связаны потоками информации различные подразделения. Например, учебное управление определяет учебный план (административная деятельность), который исполняет кафедра в лице отдельного преподавателя, читающего лекции (учебная деятельность) или выставляющего оценки за проектную работу студента (научная деятельность). Следствием использования локальных решений может стать проблема противоречивости, отсутствия целостности и избыточности информации в разных информационных системах и, далее, появление больших временных затрат на объединение разноформатных данных. Поэтому информационная система образовательных учреждений должна быть интегрированной и включать в себя информационные потоки всех основных подразделений. В основе базы данных (или баз данных) системы должна быть семантическая модель, объектами которой являются все значимые явления в описании деятельности учебного заведения – студент, группа, преподаватель, нагрузка преподавателя, кафедра, факультет, предмет,тема предмета и так далее.

Исходя из имеющегося опыта можно утверждать, что традиционная аудиторная система обучения нуждается в технической поддержке. Если раньше такая поддержка возлагалась в основном на бумажную библиотеку, то сегодня при нарастании объемов учебной и научной информации необходимо дополнительно использовать более оперативные технологии. При этом главное отличие электронных библиотек и ресурсных центров от бумажных в открытости – в любое время посредством компьютерных сетей можно самостоятельно найти и открыть необходимый ресурс. Но еще более важно дать возможность преподавателю так же быстро опубликовать любые необходимые материалы. Поэтому информационная система должна обеспечить свободу доступа и публикации любых необходимых для учебной, научной и административной деятельности данных. Такая возможность должна быть дана не только преподавателям, но и учащимся, которые смогут публиковать результаты своей исследовательской (проектной) деятельности в электронном формате, передавая свой опыт последующим поколениям, что фактически формирует электронную систему управления знаниями.

Учебно-методическое наполнение информационной системы, естественно, должно подчиняться логике традиционного учебного процесса, который основан на последовательности «лекция – практика – контрольная – экзамен». Перед или после занятий учащимся было бы полезно посмотреть электронный конспект лекций, который опубликовал преподаватель, ознакомиться с примерами практических заданий, пройти электронный тренажер сложной темы, а перед сессией протестировать свои знания. И все это будет гораздо удобнее сделать в пределах единого интерфейса единой информационной системы. Фактически учебно-методическая часть должна представлять собой конструктор учебно-методических комплексов, который формирует преподаватель по своему усмотрению.

Наконец, очень важно, чтобы учебно-методическая часть информационной системы соответствовала последовательности учебно-методических разделов в реальном учебном процессе. Этот принцип позволяет представить учебный процесс с использованием интегрированной информационной системы как «двойную спираль», в которой внутренний цикл соответствует аудиторным учебным мероприятиям от лекции через практику и контрольную к новой лекции, а внешний содержит соответствующее информационное сопровождение, включая электронную библиотеку конспектов лекций, научных статей и проектов, практических заданий, медиадемонстрации и тренажеров. Кроме того, внешняя спираль должна включать в себя средства мониторинга знаний, такие, как электронные тесты, электронный журнал успеваемости и электронный рейтинг, которые позволят оперативно контролировать качество знаний учащихся и учебно-методическое содержание дисциплины, определяя новый качественный уровень очередного витка «двойной спирали».

На данный момент разработана информационная система «ИНФОРТИС-Электронный университет» версии 3.1., которая представляет собой готовый к применению инструмент повышения качества учебного процесса (особенно в части самостоятельной работы учащихся) и деятельности учебного заведения в целом. На основе этой системы также разработаны информационные системы «ИНФОРТИС-Электронный колледж» и «ИНФОРТИС-Электронная школа» для соответствующих учебных заведений. Практически ознакомиться с этими системами можно в интернете по адресу infortolog.boom.ru или www.infortolog.ru.

Эдуард ПАК, старший преподаватель Красноярского госпедуниверситета имени В.П. Астафьева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте