search
main
0

Двойки, надутые ветром. Если погода не дает учиться..

Традиционно считалось, что повышенной метеочувствительностью обладают только пожилые люди, больные и новорожденные. Но резкое ухудшение здоровья подрастающего поколения натолкнуло ученых Омской государственной медицинской академии на мысль попытаться выявить связь школьной неуспеваемости и погоды. И потому Ирина Акимова, аспирантка кафедры гигиены детей и подростков ОмГМА, во второй раз пошла в третий класс. Весь учебный год, сидя на задней парте, она ставила малышам баллы за поведение. Один – за то, что дремал или ловил мух на уроке. Два – если все сорок пять минут перебирал карандаши и тетрадки. На троечку тянул школяр, внимательно слушавший учителя, но инициативы не проявлявший. А примерное поведение – выполнение всех заданий, активная работа на уроке – оценивалось в четыре балла.

Усваивать учебный материал детям мешает не лень, а природные капризы – доказали омские медики.

Информация о работоспособности детей ежедневно обрабатывалась и сопоставлялась с данными о погоде. Выяснилось, что больше всего на успеваемость влияют температура воздуха и скорость ветра. Как только за окошком начинали гнуться и качаться деревья, у половины класса абсолютно выветривалось желание учиться. Зато при ясной и солнечной погоде над партами поднимался лес рук. «Погода в доме» – микроклимат в классе – важна не менее. Если при положенных 18 градусах третьеклашки даже в неблагоприятные дни более или менее воспринимали учителя, то при плюс 22 почти хором начинали считать ворон. Удивительно, но трудность темы и интенсивность урока практически не оказывали воздействия на самочувствие школьников и их оценки. Межсуточные перепады температур, которые много значат для метеозависимых взрослых, на девятилетках тоже никак не отражались. Даже на влажность воздуха с колебаниями атмосферного давления реагировали немногие. Но чувствительны к погоде оказались все – не только больные, но и здоровые. Более того, погода больше «давит» на здоровых! Особенно на девочек.

Теперь ученые ищут причины такой метеозависимости школьников. Версий пока несколько. По одной из них у детей так же, как у взрослых, при изменении магнитной обстановки кровь по жилам течет медленнее, и это замедляет все реакции. По второй – просто не все болезни выявлены у тех, кого принято считать здоровыми. По третьей – опять во всем виновата природа. Точнее, экология – ведь сегодня и в самом раннем возрасте проявляются «взрослые» недуги.

То, что причины детской метеозависимости пока не ясны, не мешает медикам разрабатывать рекомендации для мальчишек и девчонок, а также для их родителей и учителей. Главное – любить и понимать детей, и природа тут как раз помогает: стоит взглянуть в окно или хотя бы на термометр, и ругать нерадивого ученика расхочется.

– Когда дети спокойны, уверенны, эмоционально не подавлены, их организм легче подстраивается под погодные изменения, – объясняет Жанна Владимировна Гудинова, руководитель исследования, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой гигиены детей и подростков ОмГМА. – Летом, когда нет по крайней мере школьных стрессов, дети легче переносят любую погоду. «Домашние» стрессы отследить, к сожалению, гораздо труднее. Объективно «тяжелых» для здоровья дней не так уж и много – 18-20 в год. Не очень комфортный каждый пятый-шестой день. В такое время ребята могут ощущать повышенную потливость, слабость, переживать скачки артериального давления, быстро утомляться, быть рассеянными или раздражительными. Именно в эти дни они хуже учатся и чаще ссорятся с родителями и сверстниками. Получается замкнутый круг – назавтра природа дает день полегче, зато накапливаются проблемы, и организм реагирует на погоду с удвоенной силой. Сейчас идут разговоры о том, чтобы сократить летние каникулы школьников, и наши исследования как раз дают пищу для размышлений над этим. Может быть, лучше дать детям хоть три месяца пожить спокойно?

Чтобы помочь ребенку не копить проблемы, взрослым надо начать с себя – они ведь более метеозависимы. Нельзя сказать, что этот недуг передается по наследству, но «надутое ветром» плохое настроение учителя или родителя может «закрепляться» в сознании, вызывая психические расстройства. Основное лечение метеозависимости, по словам Жанны Гудиновой, заключается в повышении иммунитета и избегании нервных потрясений. Возобновить силы и взрослым, и детям помогают хороший сон и правильное питание: обязательно есть горячее хоть раз в день. Телу нужно давать хотя бы минимальную нагрузку: делать зарядку дома или два-три раза в неделю посещать спортзал. Добавят энергии контрастный душ, бассейн, ванна с ароматными маслами цитрусовых. Поможет сохранить бодрость употребление витаминов группы В, аскорбинки, магния, селена и кальция. По назначению врача можно также употреблять ноотропные препараты, которые улучшают работу мозга. Полезны адаптогены – вещества растительного и животного происхождения, которые одновременно и тонизируют, и стимулируют. Самые известные из них – женьшень, элеутерококк, золотой корень, лимонник, кола, зеленый кофе, цветочная пыльца, пантокрин, маточное молочко. Эффективны ванны, которые легко приготовить из хвойного экстракта в домашних условиях. Их длительность – 10-15 минут при температуре воды 35-37 градусов, курс лечения – 12-15 процедур. Кроме того, изменения в природе влияют на мембрану клеток, из-за чего активизируются гомотоксины. Поэтому время от времени нужно очищать от них организм. Еще лучше не засорять канцерогенами и прочими «вредностями». Врачи рекомендуют всегда, а особенно в «плохие» дни, пить перед едой свежевыжатые овощные и фруктовые соки, слегка подсоленную минеральную воду или простую кипяченую с добавлением лимонного сока. В меню желательно включить блюда из рыбы, морской капусты, фасоли, чечевицы, свеклы, картофель в мундире, печеные яблоки, клюкву. По мнению специалистов, лучше всего нейтрализовать неприятные влияния метеочувствительному организму помогает капуста. Она легко усваивается, не перегружая печень и пищеварительную систему, и содержит соединения, обезвреживающие конечные продукты обмена и способствующие выведению холестерина. Тем самым капуста нормализует обмен веществ.

Если природа мешает уроку, лучше завесить окна класса жалюзи, включить лампы дневного света, и погодные катаклизмы станут не так заметны. Тем более если учеба идет во вторую смену и за стеклом вечереет – сумерки вызывают у детей тревогу и усталость. Нужно научиться самому и научить юное поколение получать наслаждение от окружающего мира. Во время урока можно сделать несколько физкультминуток и «переменок», во время которых почитать стихи о красоте ветра и дождя. У природы действительно нет плохой погоды, надо просто любить ее всякой. Тем более что природа придумала не только болезнь, но и лекарство от нее – больше гулять, активнее вдыхать чистый воздух, освобождая тем самым организм от накопившихся вредных веществ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте