search
main
0

“Двойка”, “тройка”.

Несколько дней назад стали известны итоги акции “Репетитор в школу!” российской фирмы “1с”. Наша газета уже писала о том, что с 5 ноября по 30 декабря прошлого года любой школьный или вузовский преподаватель в стране мог бесплатно получить одну из четырех мультимедийных программ, разработанных “1с”, – по русскому языку, физике, химии, биологии. Акция удалась – 20 тысяч преподавателей шести тысяч учебных заведений России обеспечены компьютерными учебниками. По подсчетам специалистов, “1с” – эти мультимедийные программы стали самыми распространенными в школах России.

Факт примечательный. Не только тем, что впервые за многие годы российские школы что-то массово бесплатно получили. Радостно видеть, что не так уж боятся новых технологий наши учителя. Просто купить мультимедийную программу не на что. Значит, все-таки готовы преподаватели даже такого далекого от современных информационных технологий предмета, как русский язык, использовать на уроках компьютерные учебники? Как видно, готовы многие. Но не все. Увы, психологических проблем не меньше, чем финансовых. И не только у российских педагогов. Департамент образования Германии в 1997 году провел опрос 3500 учителей начальной и средней школы. Только каждый пятый готов к использованию компьютерных технологий, хотя 80 из них обучались на специальных курсах. Кстати, только 20% выпускников таких курсов чувствуют себя профессионалами в обучении компьютерным технологиям.

Министерство образования РФ разделило информатизацию общего образования на три этапа. В первый, считают специалисты министерства, Россия уже вошла – информатика и группа родственных учебных предметов внедрены в школах различного типа. Второй этап – использование информационных технологий как учебного средства при изучении существующих базовых дисциплин – начали осваивать некоторые регионы и отдельные школы. Федеральное министерство верно констатирует: “Помимо изучения компьютерно-ориентированного курса информатики, во многих общеобразовательных учебных заведениях активно используются новые информационные технологии при изучении других учебных предметов. Появились первые учебные курсы, в которых использование компьютеров заложено уже при их создании, были организованы школьные медиатеки”.

Секция “Интеграция информационных технологий в образование” конференции ИТО-99 показала, что действительно технологии используются, программные продукты для предметов естественно-математического и гуманитарного циклов, изучения языков и профессионального образования активно разрабатываются и внедряются. Но все это с поправкой на российские условия – устаревшее оборудование, недоступность Интернет-версий мультимедийных учебников.

Например, программы, созданные в Уральском государственном техническом университете, предполагают минимальные требования к компьютерам, чаще всего достаточно “тройки”. Одна из работ уральских ученых – программы сопровождения физики. Профессор университета, преподаватель 130-й екатеринбургской школы-лицея Феликс Сидоренко утверждает: “Я и мои коллеги предпочитаем натурные демонстрационные эксперименты. Но после того, как эксперимент показан, наступает пора моделирования, введения физических понятий, и на этом этапе компьютер может сыграть важную роль. Моделирование на занятии – в красках, в динамике – способствует наглядному усвоению материала. У нас есть материал по 15 урокам, включая волновую оптику и теорию относительности. Подобное сопровождение можно подготовить по химии, биологии, другим предметам, где учителю необходимо после опытов, изложения фактов перейти к моделированию. Например, рассказать о том, как усваивается углерод в результате фотосинтеза. Или как корни питаются. Такие программы могут разрабатывать методисты в компании с программистами, системщиками”.

Сотрудники московского творческого объединения “Обучающие энциклопедии” ОАО “Интос” тоже учитывают слабую компьютеризацию школ. Заведующий отделом творческого объединения Владимир Седякин рассказывает: “Мы понизили технический и отчасти содержательный уровень нашей продукции до уровня наиболее массовых компьютеров в учебных заведениях – 386 или даже 286. В прошлом году появился CD-ROM, который работает на 386-м компьютере. Там и демонстрации, и набор тестов. Но, честно говоря, как не были нужны обучающие программы образовательным учреждениям год, два года назад, так и сейчас за малым исключением в школьных стенах мы не востребованы. Мы нужны отдельным пользователям, чадолюбивым родителям, инициативным абитуриентам. Но время идет – в школах появляется Интернет, сменяются парки компьютеров. Наконец в образование пришло новое поколение педагогов. У них есть вкус к этой продукции. Мы понимаем, что внедрение любого продукта, технически более сложного, чем книга, в образовательное учреждение требует серьезных усилий”.

Демонстрировали на секции компьютерные программы по русскому языку и по истории, для обучения музыке и искусству, компьютерные игры для коррекции речи и специальные мультимедийные средства для реабилитации больных детским церебральным параличом. Рынок готов обеспечить школу новейшими технологиями.

Мария ПЕТРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте