search
main
0

Двоечник, прогульщик, проказник. Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

Задачи: 1. Обучать написанию сочинения по картине. 2. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.П.Решетникова. 3. Развивать устную и письменную речь, наблюдательность, навыки анализа, чувство юмора. 4. Воспитывать ответственное отношение к учебе.

Электронное приложение в формате ppt:Скачать/Просмотреть

Оборудование. Мультимедиа, орфографические словари, тетради для творческих работ.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем писать сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». Возможно, вы уже видели эту картину и тоже, как и я, любите ее, а если нет, рада буду вас с ней познакомить. Но для начала поговорим об ее авторе – художнике Федоре Павловиче Решетникове.

Родился Федор Павлович Решетников в 1906 году в украинском селе Сурско-Литовском. Когда мальчику исполнилось 3 года, умерли его родители. Федя стал жить со старшим братом, который был художником, он ходил по деревням и расписывал церкви.

Федя помогал брату растирать краски, мыл кисти, тайком от всех пробовал рисовать сам.

Время было тяжелое, голодное – шла Гражданская война. И Федя решил уйти из дома, чтобы не быть в тягость семье брата.

Всюду, где только мог, он искал работу. Был и плотником, и маляром, и шахтером. И как бы трудно ему ни приходилось, каждую свободную минуту он рисовал. Особенно ему нравилось делать веселые рисунки – карикатуры.

Кончилась Гражданская война. Прошли годы. Решетников получил возможность учиться. Он поехал в Москву и вскоре стал студентом художественного института. С этих пор он начал серьезно заниматься любимым делом.

В детстве Ф.П.Решетников, как и все мальчишки, очень увлекался рассказами о дальних странствиях, об опасных приключениях и мечтал о путешествиях в неведомые края.

И вот в студенческие годы его желание самым неожиданным образом осуществилось.

Это было время всеобщего увлечения Арктикой. Решетникову очень хотелось побывать в Арктике, своими глазами увидеть северное сияние, белых медведей, царство вечного холода. В это время ледокол «Сибиряков» собирался пробиться от Архангельска к Берингову проливу. Но начальник экспедиции, замечательный ученый Отто Юльевич Шмидт, сказал: «Мест нет. Экспедиция набрана год назад». Тогда Решетников познакомился со многими членами экипажа. Он рисовал своих новых друзей, и они от души смеялись над его веселыми карикатурами.

Шмидту понравился молодой жизнерадостный художник. Он подумал, что в суровом арктическом походе его присутствие на корабле будет полезно людям, и зачислил Решетникова в команду.

Федор Павлович Решетников действительно стал незаменимым членом экипажа – помогал кочегарам, матросам, нес вахту и рисовал. Он придумал стенную газету «Ледовый крокодил», для которой делал смешные рисунки с забавными подписями. За участие в походе на «Сибирякове» Решетникова наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Спустя год Шмидт стал собираться в новую экспедицию на пароходе «Челюскин» и, уже не задумываясь, включил художника в состав экипажа.

В Чукотском море случилась беда: могучие льды стали сжимать корабль, стальная обшивка не выдержала и лопнула, в трюмы хлынула вода.

Два часа тонул пароход, а команда и пассажиры переносили на льдину вещи и продукты. Вместе с «Челюскиным» затонули многие картины и рисунки Решетникова. Люди ждали помощи, а пока разбили палатки на льдине. Была полярная ночь, стоял сильный мороз, но никто не падал духом. В эти дни в лагере челюскинцев выходила стенная газета «Не сдадимся!», которую талантливо и остроумно рисовал Решетников.

Вся страна с волнением следила за челюскинцами, за их мужественной жизнью на льдине. Когда отважные летчики спасли всех, народ восхищался летчиками. Они стали первыми Героями Советского Союза. Много лет спустя Федор Решетников написал их групповой портрет.

2. Знакомство с творчеством Решетникова.

Короткая беседа по картинам «Прибыл на каникулы», «На побывку», «Достали языка», «За мир!».

Учитель: Решетникова всегда интересовал мир детей. Наблюдая за жизнью ребят, он всегда подмечал множество интересных, забавных деталей и переносил их на свои полотна. Давайте посмотрим репродукции к картинам Решетникова.

Ученикам предлагается коротко рассказать о том, в чем состоит сюжет картины и кто его герои.

3. Беседа по картине «Опять двойка».

а) Знакомство с картиной.

б) Рассказ учителя об истории создания картины.

в) Беседа с учащимися.

а) Рассмотрим внимательно картину «Опять двойка». Каков ее сюжет?

б) Всю свою жизнь посвятил Решетников искусству. Он признанный мастер – народный художник СССР, академик, лауреат Государственных премий. Но всякий раз, приступая к новой картине, он проделывает долгий и сложный путь.

Давайте пройдем его вместе с художником и посмотрим, как он работал над своей картиной «Опять двойка».

Решетников задумал написать картину о школе.

Вот перед нами первый рисунок. На нем изображен класс, ребята за партами, учитель и мальчик, не выучивший урок.

Сначала художник нарисовал учителя-мужчину, а потом подумал, что в школе ведь в большинстве работают женщины, так вместо учителя появилась учительница.

Но Решетникову что-то не понравилось в этом наброске. Ему показалось, что получается скучно. А если перенести действие из класса в семью? Ведь двойка – очень неприятная для всей семьи отметка, вот в картине и надо показать, как относятся к этому дома. Можно было нарисовать девочку, получившую двойку, но ведь с мальчиками это случается чаще!

Множество подготовительных рисунков-эпизодов сделал Решетников, прежде чем приняться за картину.

Сначала на рисунках были только мальчик и мать. Для героя своей картины Решетников подбирал натурщиков – людей, похожих на тех, каких он хотел изобразить. Однажды во дворе он увидел лопоухого вихрастого мальчишку – вратаря футбольной команды. Вот такой-то ему и был нужен! Он позвал мальчика в свою мастерскую, попросил спокойно постоять с опущенной головой. Но про двоечника на всякий случай ничего не рассказал. Очень может быть, что вратарь тогда не согласился бы позировать.

Потом художник решил ввести еще один важный персонаж. Ну и намучился с ним Федор Павлович, пока рисовал! Это был пес, который никак не хотел стоять на задних лапах. Тогда художник купил колбасу. Хозяин собаки поднимал кусочек, и пес, встав на задние лапы, с охотой к ней тянулся. А Решетников в это время рисовал. Так повторялось до тех пор, пока не кончилось все лакомство. Но к этому моменту эскиз уже был готов.

В следующих эскизах появились сестренка и младший брат. Для всех героев Федор Павлович подбирал натурщиков – людей, похожих на тех, кого он хотел изобразить.

Наконец долгая подготовительная работа была закончена. На подрамник натянут холст, и поставлен мольберт. Углем наносит художник на холст рисунок. Все действующие лица находят свои места. Теперь можно начинать писать масляными красками. Они выдавлены на палитру из тюбиков. Художник берется за кисть. С каждым днем картина становится все ярче и выразительнее.

На переднем плане – мальчуган с портфелем, из которого предательски выглядывают коньки, и верный Дружок, ласково бросившийся к хозяину.

Чуть поодаль сидит у стола мама, братишка на велосипеде. И еще дальше – сестренка в пионерском галстуке.

Нарисованы и часы на стене, и дверь, и окно. Вот и вся комната.

в) Давайте теперь еще раз внимательно рассмотрим картину и побеседуем. (Вопросы для беседы – на слайдах презентации. Презентацию смотрите на сайте «УГ» www.ug.ru, где она дана в качестве электронного приложения к публикации.)

4. Словарная работа.

Попробуем подобрать ключевые слова и ряды синонимов, чтобы избежать повторов при написании сочинения.

Герой картины

Мальчуган, мальчишка, он, ученик, двоечник, прогульщик, проказник. Лукавый и виноватый вид. Глаза опущены, брови приподняты, губы надуты. Хохолок на макушке. Раскаивается, что прогонял на коньках. Видавший виды портфель перевязан веревочкой, замок сломан. Может, он катался не только на коньках, но и на портфеле?

Мама

Расстроена, огорчена, смотрит с укоризной, в отчаянии опустилась на стул, руки уронила на колени.

Сестра

Опрятный вид, аккуратна, книги и тетради лежат ровной стопкой. Смотрит осуждающе, сердито.

Братишка

Катается на велосипеде. Смотрит и ехидно посмеивается.

Собака

Радуется, ластится, преданно смотрит в глаза, зовет гулять, уперлась лапами в грудь.

5. Работа над черновиком сочинения.

Подумаем о том, как можно назвать наше сочинение («История двойки», «Как Митю подвели коньки» и др.).

Теперь по горячим следам попробуйте описать картину письменно.

Можете использовать в своем сочинении весь материал, который услышали или записали на уроке. Героям картины можно дать имена.

О правописании трудных слов можете справиться в орфографических словарях.

Используйте в своей работе сложные предложения, предложения с однородными членами и прямой речью.

Постарайтесь сохранить в своем сочинении неповторимый тонкий юмор картины.

6. Редактирование фрагментов сочинений.

Можно попросить ребят прочесть фрагменты черновиков сочинений и вместе с детьми отредактировать их.

7. Завершающий этап урока.

Комментирование оценок за работу на уроке.

Домашнее задание – закончить работу над сочинением.

При подготовке урока использовались материалы из книги Нины Каспэ «Прибыл на каникулы», М., 1981 год.

Марина ХУСНУТДИНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №2 города Гурьевска, Калининградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте