Шестнадцать лет руководил Антон Семенович Макаренко колонией имени М. Горького и коммуною имени Ф.Э. Дзержинского. За эти годы воспитательную школу в его коллективах прошли около трех тысяч детей. Наши короткие рассказы только о двух из них.
Наталья Чудная
Наташа была сиротой. Ее направили в коммуну имени Ф.Э Дзержинского. В Харьков “пополнение” прибыло глубокой ночью, но на вокзале вместе с группой встречавших был и Антон Семенович. Обходя нестройную шеренгу, Антон Семенович каждому пожимал руку и представлялся, как на дипломатическом приеме. Просил рассказать о себе.
В 1937 году коммуна была реорганизована. Наташа успела окончить 7 классов и получить специальность укладчицы электроякорей. Приобрела навыки слесаря-сборщика “ФЭДов”, научилась разбираться в бухгалтерском учете и печатать на машинке. В начале 1939 года Антон Семенович приезжал в Харьков. Наташа встретилась с ним, попросила совета, в какой институт поступить. Антон Семенович достал из кармана фотографию бывших коммунаров, окончивших юридический вуз. “Наши девушки ни в чем не отставали от ребят, а ты еще спортсменка и оратор. Мне кажется, тебе эта профессия подходит”.
В 1940 году Наташа выдержала конкурсные экзамены и приступила к занятиям, но… вскоре последовала эвакуация вместе с заводом в Сибирь. Доучиваться приходилось после войны: днем завод – вечером институт. В 1948 году Наталья Александровна – народный судья Дзержинского района Харькова. Вскоре ее назначают председателем суда. В этой должности она проработала двадцать лет, несколько раз избиралась депутатом райсовета, членом райкома партии. Часто, чаще, чем хотелось бы, решала Наталья Александровна и судьбы юных правонарушителей. И всегда удивлялась. Как же так: сыты, обуты, одеты, образованные, а идут на преступление? Сама себе отвечала: мало одного учения. Нужны труд и воспитание…
Леонид Конисевич
В коммуну попал Леонид Конисевич прямо с вокзала, где занимался “вольным промыслом”. Жизнь по законам “страны ФЭД” решительно переплавляла чувства, мысли и привычки Леньки-беспризорника в какое-то новое состояние духа. Он даже не заметил, как случилось это перерождение. И вот все позади. Учеба на рабфаке, труд в цехах настоящего завода, занятия в литературном кружке, в секциях бокса, конного спорта. Леонид стал моряком. В преддверии второй мировой войны состоялось его боевое крещение. В 1936 году за участие в особом правительственном задании юный моряк был награжден орденом “Знак Почета”.
В 1940 году Конисевич был откомандирован на Камчатку. Там назначен капитаном вспомогательного флота. Военное лихолетье позвало Леонида к делу, в котором он оказался незаменимым. Ему поручили заведование детским домом в поселке Паратунка. Наладив работу по образцу коммуны и найдя себе заместителя, Конисевич добился отправки на фронт…
Через десять лет преуспевающий флотский офицер навсегда расстается с морем. Педагогическая романтика взяла верх над морской. С 1954 года Конисевич работал начальником пионерского лагеря под Киевом, сделал его одним из лучших на Украине.
Никогда не ошибавшийся в определении способностей своих питомцев, смело чертивший их жизненные пути, Антон Семенович настойчиво советовал Конисевичу заняться писательским трудом. Леонид выбрал другой путь. Но литература стала его вторым призванием.
… Возвращаясь с работы, Леонид Вацлавович часа на три усаживался за письменный стол. Одна книга “Большая семья” уже вышла. Вторая – повесть листов на двадцать – мыкается по редакциям. Я эту рукопись читал. Конечно, я не литературный редактор. Но сдается мне, что Антон Семенович и на этот раз не ошибся. Кто же возьмется за издание книги Л.Конисевича, которая ведь тоже “проросла” из “Педагогической поэмы”!
Фрагмент из книги Валентина Кумарина “Педагогика стандартности. Почему детям плохо в школе (педагогическое расследование)”, М. 1996 г.
Комментарии