В последние годы здоровье наших детей значительно ухудшилось. Особую озабоченность врачей и нас, учителей физической культуры, вызывают прогрессирующие за последнее время заболевания сердечнососудистой системы, органов пищеварения, дыхательной системы, нарушение опорно-двигательного аппарата. Самые распространенные заболевания – сколиоз, плоскостопие.
Как известно, правильная осанка, здоровый позвоночник – залог хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка. Мне хочется остановиться на таком серьезном заболевании, как сколиоз.
Сколиоз (от греческого Scolios) – искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Термин этот, констатируя наличие деформаций, не касается сущности заболевания. Правильнее говорить о «сколиотической болезни». Причины ее развития разнообразны. Соответственно различны течение, прогноз, показания к назначению лечебной физической культуры и ее методики.
Существуют формы сколиотической болезни с четкой и неясной этиологией. К первой относятся сколиозы статические, паралитические, рахитические, рубцовые, рефлекторно-болевые, диспластические и врожденные; ко вторым – идиопатические (idios – своеобразный, pathos – болезнь) и нейродиспластические.
Статические сколиозы формируются под влиянием длительного воздействия порочных положений тела во время обучения в школе, в процессе производственной деятельности или в результате косого положения таза. Последнее может быть следствием асимметрии в развитии или травмы, укорочения одной из нижних конечностей. Предрасполагающий фактор для статических сколиозов (особенно у детей и подростков) – неполноценность развития опорно-двигательного аппарата по сравнению с возрастными нормами и наличие плоской спины. Сколиозы могут также развиться на фоне деформации одного или нескольких позвоночников, вызванной травмой или деструкцией при туберкулезном или травматическом спондилите, остеомиолите и некоторых других заболеваниях.
Основное проявление любого сколиоза – искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Оно редко бывает односторонним. Чаще наряду с наибольшим искривлением вправо или влево формируется одно или два искривления, обращенных выпуклостью в противоположную сторону. Сколиоз приобретает S-образную форму. При грудных сколиозах в той или иной степени одновременно увеличивается грудной кифоз – развивается кифосколиоз.
При сколиозах в верхней половине позвоночника возникает асимметрия, которая проявляется при самой незначительной степени искривления позвоночника. Наименование сколиоза дается по стороне, куда обращена выпуклость и по месту его расположения (например, левосторонний грудной или правосторонний поясничный сколиоз).
Сколиоз, который не удается исправить в положении лежа или в висе является фиксированным; сколиоз, который удается исправить не полностью – частично фиксированным.
Сколиозы различаются также по степени их развития.
При первой степени на рентгенограмме имеется небольшое отклонение остистых отростков от средней степени. Изменение формы позвонков не выявляется. Осанка характеризуется тенденцией к сутуловатости. Отмечается небольшая асимметрия треугольников талии. В положении лежа, в висе и при активном выпрямлении в положении стоя сколиоз корректируется.
При второй степени сколиоза имеется значительное отклонение остистых отростков от средней степени. Скручивается позвоночник достаточно выражено, отмечается асимметрия треугольников талии, надплечий и лопаток. В положении лежа и в висе деформация частично исправляется, в положении стоя при активном выпрямлении деформация корректируется незначительно.
При третьей степени сколиоза имеется выраженная деформация позвоночника с большим реберно-позвоночным горбом и резкой деформацией грудной клетки. На вершине дуги искривления позвонки имеют клиновидную форму, межпозвонковые диски на вогнутой стороне не прослеживаются, асимметрия в положении пояса верхних конечностей и таза, а также надплечий и лопаток. Сколиоз фиксирован.
Методика лечебной физической культуры
Использование лечебного действия физических упражнений при сколиозах должно быть направлено в первую очередь на предупреждение их прогрессирования и, если исправление деформации не противопоказано, на коррекцию исправлений.
Для коррекции сколиоза необходимо растягивание мышц и связочного аппарата на стороне вогнутости позвоночника и укрепление мышц на его выпуклой стороне. В связи с этим рекомендуется выполнять упражнения в исходных положениях: лежа, в висе, в упоре стоя на коленях.
Исходное положение лежа, разгружая позвоночник, незначительно уменьшает выраженность искривления.
Висы (простые и смешанные), растягивая и разгружая позвоночник, мобилизует его подвижность. Для получения противоискривления применяются висы боком (вогнутая сторона искривления обращена к снаряду) или висы сзади с отставлением обеих ног в сторону выпуклости сколиоза. Чем ниже при висе хват руками, тем больше корректирующее влияние упражнения. Упражнения в висе можно выполнять на низкой перекладине, низких брусьях, гимнастической стенке.
В упражнениях в упоре стоя на коленях выключается действие тяжести головы, туловища и верхних конечностей. Позвоночник «провисает», в этом положении мобилизуется его подвижность.
Одновременные движения разноименными рукой и ногой в горизонтальном положении позволяют создать противоискривление для коррекции сколиоза.
Упражнения с одновременным выпрямлением руки и ноги в сторону вогнутости обеспечивают максимальное корректирующее действие при сколиозе.
Для коррекции сколиоза очень эффективно применять горизонтальное асимметричное ползание. Это упражнение выполняется следующим образом (при правостороннем сколиозе): из горизонтального положения делают «шаг» правой рукой и левой ногой; затем «шаг» левой рукой и правой ногой. Движения повторяются.
Часть корректирующих упражнений можно выполнять и в исходном положении стоя. К ним относятся наклоны туловища в сторону выпуклости искривления в сочетании с различными движениями руками и повороты пояса верхних конечностей и верхней части туловища. Но эффективность этих упражнений незначительна.
Закрепление коррекции достигается за счет укрепления мышц туловища, пояса верхних конечностей и пояса нижних конечностей – мышц, фиксирующих результаты коррекции, за счет формирования ощущения правильной осанки и превращения его в навык. Поэтому необходимо укреплять силу и статическую выносливость мышц спины, задней поверхности шеи, живота, пояса верхних конечностей (особенно трапециевидной, ромбовидной и широкой мышцы спины), иначе говоря, создать мышечный корсет. Для решения этой задачи используются упражнения, требующие статического напряжения и статической выносливости, а также напряжения динамического характера указанных мышечных групп как без дополнительной нагрузки, так и с палкой, гантелями, набивными мечами.
Сколиоз – это заболевание всего организма, характеризующееся целым комплексом морфологических изменений позвоночника, грудной клетки, таза, внутренних органов. Лечение детей должно быть комплексным: лечебная гимнастика, правильное питание, массаж, плавание. С помощью плавания закрепляется коррекция сколиоза.
Мне бы хотелось описать некоторые упражнения для специальных медицинских групп, в которых занимаются больные сколиозом дети, а также ребята, имеющие другие заболевания.
Упражнения для специальных медицинских групп см. во вложенном файле.
У детей, которые занимаются регулярно в специальной медицинской группе, наблюдается положительная динамика. Занимаясь регулярно специальными физическими упражнениями, выполняя все рекомендации: домашнее задание, массаж, плавание, соблюдение гигиенических требований – ученики, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, со временем переводятся в подготовительную и основную группу.
Хорошим пример положительного влияния регулярных занятий лечебной физической культурой судьба Насти А.. С диагнозом «детский церебральный паралич» она стала серебряным призером Первенства Московской области по плаванию среди детей-инвалидов, занимается в театральной студии, танцует. Одна из выпускниц 9 класса, Анастасия Л., сдавала экзамен по выбору по предмету «физическая культура». Ученице 3 класса Анне П. сняли инвалидность. И таких примеров немало.
Людмила Левченко, учитель физической культуры школы им. В.М.Комарова, Звездный городок, Московская область
Фото Алексея Ветчинкина
Комментарии