Семь лет я работаю директором профессионального училища № 48. Искусство управления людьми постигал через изучение научной литературы, знакомство с опытом коллег, анализ собственной управленческой деятельности. Сформировал для себя основные правила директора:
1. Управлять собой и своим временем, поскольку 65 процентов времени у руководителя уходит на «текучку».
2. Иметь четкие личные цели, которые должны вытекать из целей учреждения.
3. Не ломать традиции коллектива.
4. Действовать по принципу: «Власть укрепляется при помощи расставания с ней». Делегировать инициативу.
5. Управлять не индивидуумами, а группами.
6. Не спешить! Принимать только обдуманные решения.
Вторая позиция, позволяющая обеспечить успех административного управления, – создание единой команды управленцев с четко очерченными секторами ответственности. К своим коллегам по управлению я предъявляю определенные требования:
1. Администратор должен быть мобилен – уметь рисковать, обладать здравым смыслом и интуицией.
2. Для руководителя второго звена важна контактность – быть общительным, уметь слушать и слышать, сопереживать.
3. При этом доминантность, авторитарность и властность не должны быть ему чужды.
4. И самое необходимое условие – компетентность.
Мною разработаны критерии оценки успешности деятельности управления, что позволяет объективно отслеживать результативность работы каждого. В конце учебного года мы проводим перекрестный критический анализ деятельности администрации училища. Я благодарен своим коллегам за то, что никогда наш «перекресток» не заводил в тупик. Пожелания и рекомендации задевали за живое, но критика была направлена на исправление ситуации, а не на личность анализируемого.
Оказались эффективными индивидуальные собеседования с членами коллектива по итогам работы за год. После самоотчета педагога каждый администратор определяет уровень вклада работника на его участке, директор подводит итог, дает общую оценку работы и рекомендации по ее улучшению. Затем педагог высказывает свои предложения, претензии к администрации. Совместный «разбор полетов» полезен педагогу как саморевизия, и администрация видит «западающие» вопросы. Нам легко работается потому, что отсутствует спонтанность в работе. Для этого нужно потрудиться перед началом учебного года. Видение перспектив помогает ежегодно вносить коррективы в программу развития училища и на ее основании разрабатывать план работы на год. Ежемесячные и недельные циклограммы конкретизируют деятельность педагогического коллектива. При проверке циклограмм администрации становится ясно, насколько приоритетные идеи стали идеями исполнителей. Успех гарантирован лишь тогда, когда коллектив эту идею осмыслил, понял, присвоил себе и начинает ее выполнять.
Как же определить приоритетность задач? Администрация должна быть чуткой в определении ведущих звеньев, которые требуют быстрого решения, и услышать слабые сигналы, которые с течением времени могут стать негативной тенденцией.
Если коллектив сопротивляется всем новшествам и «творить» совершенно не хочет, изобретательству администратора не должно быть предела. Случилось так, что в конце года преподаватели устали и на конкурс «Педагогический звездопад» откликнулись далеко не все. Открытые уроки каждого – наша давняя традиция. А тут от традиции явно уклоняются несколько педагогов. Конкурс – дело добровольное, к тому же каждый урок оценивается в баллах коллегами, а это не всегда приятно. Индивидуальные беседы к положительному решению вопроса не привели. Пришлось объявить смотр знаний детей, обучающихся у тех преподавателей, которые себя показывать не хотели. Уроки мы смотрели по уровню знаний ребят. Получилось все равно интересно. Но участникам конкурса были вручены небольшие премии, а «принужденцев» награждать было не за что.
Управленческая структура – структура развивающаяся. Высшая ступень управления, по моему мнению, – преобразующее лидерство, которое приводит учреждение к процветанию и успешности. Движение вперед и есть смысл любого управления.
Евгений ГРАМАТЧИКОВ, директор ГОУ НОУ «Профессиональное училище №48», Омск
Комментарии