Редакция получила такое письмо от учителя физической культуры и ОБЖ школы №1530 Галины Аслановой:«После окончания с отличием МПГУ я работаю в школе уже 7-й год. Мой дедушка Сергей Арменакович всерьез обеспокоен проблемами современного образования, школ, педагогики, здоровья современного общества. Мне он очень помогает в самообразовании, профессиональном росте и в решении различных педагогических проблем, учит меня заботиться о здоровье, замедляя естественный процесс старения, учит, как правильно прививать эту привычку школьникам и их родителям. Его мнение, сложившееся из огромного опыта интереснейшей жизни, я всегда учитываю в своей работе. Мой дедушка – подполковник милиции, которому 89 лет, – стал и моим учителем. Он обладатель значка ГТО, участник Великой Отечественной войны, а еще долгожитель, активный пользователь физических нагрузок, человек, влюбленный в физкультуру и спорт». Предлагая нашим читателям размышления Сергея Арменаковича о современном физическом воспитании в школе, мы надеемся, что не только для своей внучки – учителя физической культуры, но и для других педагогов он тоже может стать наставником.
Урок физкультуры. Дети собрались в спортивном зале и ждут учителя. Шумят, спорят, толкаются, капризничают. Зашел учитель. Дети не обращают на него внимания, одного авторитета учителя мало для их успокоения. Опытный учитель понимает, что уговоры, призывы и даже угрозы здесь уже не помогут. В замкнутом пространстве дети очень быстро заряжаются негативной энергией, появляется некий эффект толпы. Опытный педагог понимает, что если класс завелся, нужна какая-то важная интрига, чтобы вовлечь детей в орбиту общего интереса. Вот почему он тут же вовлекает их в игру, потом командует: «В шеренгу по парам становись!», затем, не позволяя детям расслабиться: «За мной бегом марш!». Дети побежали за учителем, минут через 5 следует еще одна команда: «По моему примеру присядем и начнем отжиматься!» Учитель физкультуры знает, что такая физическая нагрузка достаточна – дети успокоились, теперь стало возможно вести плановое занятие, которое надо обязательно закончить игрой. Описанное педагогическое действо, использованное учителем физкультуры, полезный седативный, успокаивающий, отвлекающий, оздоровительный прием, позволяющий цивилизованно решать болезненные проблемы поведения детей любого возраста. Многие дети не любят классной тишины, они привыкли к шуму, спорам, пререканиям между родителями, родителями и детьми, между самими детьми. То же они видят и слышат на экранах телевизоров, в самой жизни. Вот почему бывалые педагоги в случаях возникновения психологических напряжений позволяют детям нашуметься, накричаться, насмеяться, даже потолкаться, то есть по возможности избежать усиления напряжения. Успокоившись, расслабившись, дети готовы к усвоению учебного материала. Постепенно физкультура у детей становится привлекательной учебной дисциплиной, что воспитывается в том числе уважением педагогов к культуре физических нагрузок. Сегодня у родителей и у педагогов появляется возможность успокаивать и оздоравливать детей с помощью известных всем физических нагрузок. Очень важно пользоваться этим с подчеркнутым уважением к личности детей и подростков, находя время для объяснения им роли физических нагрузок в их самооздоровлении. Каждый подросток в случае негативного возбуждения обязан находить для себя те нагрузки, которые его успокаивают, отвлекают, позволяют стать адекватным в общении. Ни при каких обстоятельствах дети не должны воспринимать ни коллективные, ни индивидуальные физические нагрузки как наказание. Им необходимо разъяснять, что физкультура как учебная дисциплина, коллективные и индивидуальные физические нагрузки обладают важнейшим лечебным свойством, оздоравливающим организм, воспитывающим лучшие моральные и нравственные качества. Но это не только психологическая и педагогическая проблема. Это и проблема медицинская, касающаяся здоровья детей и подростков. В медицине известны многие процедуры лечебной физкультуры с использованием физических нагрузок, излечивающих известные многим болезненные состояния. Учебный класс на уроках физкультуры становится спортивной командой, каждый школьник в ней выполняет поочередно роль рядового игрока, капитана, тренера, судьи. Постепенно школьники осваивают все их обязанности, обучаются взаимодействию, учатся руководить, тренировать, судить, познают необходимость беспрекословного подчинения требованиям капитана команды, тренера, решениям судьи, изучают правила игры и последствия их нарушений. Спортивные игры воспитывают у детей и подростков чувство индивидуальной и коллективной ответственности, товарищества, дружбы, патриотизма. И все это не виртуально, а реально, с последующим образованием условных связей и рефлекторных взаимодействий. Игроки вступают в борьбу, преодолевают сопротивление, соблюдают меры безопасности, избегают травматических ситуаций, учатся соглашательству, преодолевают амбиции. Такое воспитание требует от учителя физкультуры большого духовного напряжения, проявления моральной и нравственной ответственности, личного примера! Но воспитание школьников на уроках физкультуры требует от всех участников воспитательного процесса в школе подчеркнутого взаимоуважения, готовности видеть в обучаемых детях и подростках будущих граждан страны здоровыми, образованными, воспитанными, верующими в Бога, в законность, в справедливость, в личное и всеобщее благополучие. Роль учителя физкультуры и самих занятий в школах огромна, напрасно руководители образовательных учреждений порой позволяют себе считать физкультуру в школе рядовым предметом, второстепенной дисциплиной только потому, что для поступления в университет пока еще не нужно сдавать экзамены по физкультуре. При этом учитель физкультуры теряет авторитет, лишается стимула самоотдачи, уважения к своей профессии, начинает сомневаться в том, что физическая культура – единственная из всех учебных дисциплин, необходимая нам ежедневно и до самой глубокой старости. Приоритет физкультуры в школах равен сумме приоритетов всех других учебных дисциплин по той простой причине, что она внедряет в жизнь детей здоровый образ жизни, без чего все остальные дисциплины теряют возможность достойного своего проявления. Это особенно важно понимать самим учителям физкультуры. Такая их самооценка значительно поднимает их самоотдачу на уроках физкультуры и повышает их авторитет среди коллег, что не может не изменить отношение к физкультуре руководителей образовательных учреждений, считающих возможным нагружать детей знаниями без проявления должной заботы об их здоровье. Физкультура – единственная школьная дисциплина, в которой учитель физкультуры на своих уроках постоянно чувствует не только виновную, но и невиновную ответственность за причинение вреда здоровью школьника. Ни в школьных уставах и нигде более не сказано, что учитель физкультуры по закону защищен от «объективного вменения». Об этом должны знать все педагоги, сами школьники и их родители, что не может не повлиять на поведение учеников на уроках физкультуры, и особенно во время спортивных игр. Это повысит ответственность родителей за физическую подготовку их детей к занятиям физкультурой, а у самих учеников повысит ответственность за их поведение на уроках. Это же позволит учителям физкультуры раскрепоститься и более плодотворно, с большей физической нагрузкой проводить уроки физкультуры. Только полная и разнообразная физическая нагрузка: утренняя физзарядка, пешие походы, спортивные игры, занятия спортом – дает возможность ослаблять, отвлекать эротическую энергию подростков, окрашивая порывы их влюбленности благими намерениями. Во всем этом огромную роль играют родители подростков в семьях, учителя физкультуры в школах. Я не верю, что есть семьи, в которых родителям удается приучить детей к дисциплине и послушанию. Известные неудачи в воспитании вызваны не только особенностями развития психики детей и подростков, но и негативными проявлениями менталитета их родителей. Все согласны – без дисциплины и послушания успешно обучать и воспитывать детей очень и очень трудно, если вообще возможно. Педагоги часто в ущерб обучению вынуждены заниматься уговорами и призывами, тогда как детям в случае непослушания нужны не уговоры, им нужна команда учителя с приглашением играть, бегать, отжиматься. Очень жаль, что эта часть научной педагогики для школ не разработана и менталитетом как педагогов, так и родителей пока еще не усвоена. К сожалению, официальная статистика ни реальных, ни репрезентативных данных о родителях, ведущих здоровый образ жизни, не дает. Нет никакой уверенности, что большинство родителей занимаются утренней физзарядкой, на работу ходят пешком или ездят на велосипедах, показывая детям личный пример здорового образа жизни. Очень важно, чтобы родители и дети осознавали: утренняя физзарядка есть значимая психологическая установка здорового образа жизни на весь день, от чего зависят настроение, производительность труда и успехи в учебе.
Комментарии