Совет молодых педагогов города Москвы активно работает с Департаментом образования, Общественной палатой по образованию, профсоюзом, Всероссийским педагогическим собранием и многими другими государственными и общественными организациями. Итог такого взаимодействия – повышение потенциала нашей работы, а значит, и возможностей молодых специалистов.
Совет внимательно изучает обращения молодых специалистов, конфликтные ситуации, возникающие в ходе работы, что приводит не только к решению определенных индивидуальных проблем, но и к созданию некого проблемного поля по адаптации молодых специалистов в системе образования Москвы. Возникают ключевые темы, на которые стоит обратить внимание педагогической общественности, в основном связанные с переходом на новую систему оплаты труда и требованиями к повышению качества образования.Во-первых, это заработная плата молодых специалистов. Мы не очень оказались готовы в информационном и просветительском плане к переходу на НСОТ. Было огромное количество опасений и тревог о возможном резком снижении оплаты труда: сколько будет получать молодой специалист с учетом того, что образовательные учреждения не закладывают в положение об оплате труда выплаты по статусу молодого специалиста? Изучая опыт работы школ первого «пилота», можно отметить, что заработная плата молодого специалиста выросла. Если по старой системе оплаты труда базовая заработная плата молодого специалиста составляла по 8-му разряду около 13 тысяч рублей, а с надбавкой – около 19, то сейчас ситуация другая. Мы изучили более 40 учреждений, ни в одном из них молодой специалист не получает менее 25 тысяч рублей. Есть примеры и 40, и 50 тысяч рублей. Мы и дальше будем отслеживать ситуацию с изменением заработной платы молодых специалистов. Как она будет меняться в учреждениях второго и третьего «пилотов»? По предварительным расчетам она тоже вырастет.Отмечу также, что любой учитель, в том числе молодой специалист, имеет равные стартовые возможности в образовательном учреждении и может сам выстраивать траекторию своего профессионального развития. Молодые специалисты находятся в более выигрышном положении, чем педагоги более старшего возраста. Выпускники вузов более мобильны к изменениям, свободны от сложившихся стереотипов, готовы к творчеству. Современный молодой специалист активен, амбициозен и готов к здоровой конкуренции. Много вопросов вызывала оснащенность рабочего места молодого специалиста. Этой осенью педагоги школ получили более 20 тысяч ноутбуков. Часть из них получили молодые специалисты. Особенно хочу отметить опыт тех образовательных учреждений, которые провели большую подготовительную работу по развитию информационных пространств учителей, школы, созданию базы электронных образовательных ресурсов. В некоторых школах молодые специалисты, получив новую современную технику, стали наставниками других педагогов в освоении информационных технологий. Для того чтобы вырастить из молодого специалиста квалифицированного педагога, требуется огромное количество усилий. Решать эту задачу должны не только педагогические вузы. Огромную роль здесь играют методические центры и организуемое ими сетевое консультирование и поддержка. Теперь при наличии у молодых педагогов новой компьютерной техники такая поддержка выходит на новый уровень.В июне и сентябре 2011 года прошли большие конференции, организованные советом, по внедрению новых ФГОС и роли молодых педагогов в их реализации. Обсуждение определило круг проблем, которые возникают не только перед вузами при подготовке студентов, но и перед педагогическим сообществом в целом. Один из важнейших вопросов – готовность педагогов-наставников оказывать эффективную адресную помощь молодым педагогам по передовым педагогическим технологиям. Мы живем в новых условиях. Последние 10 лет мы активно призывали молодых педагогов в школу, чтобы закрыть большое количество вакансий. Сейчас ситуация изменилась. В школах практически нет вакансий, что вызывает проблемы с трудоустройством выпускников вузов и колледжей. Здесь очень важен второй момент, на котором стоит акцентировать внимание, – изменение роли молодого специалиста и молодежного педагогического сообщества в системе московского образования. Это задача активной молодежи. Широкие возможности проявляются в проектах по энергосбережению, научно-техническому творчеству, созданию комфортной среды школы. Большое обсуждение вызвала отмена номинации «Молодой педагог» в рамках конкурса педагогического мастерства «Учитель года». С другой стороны, как показывают первые результаты округов, более трети финалистов окружных этапов конкурса – молодые педагоги в возрасте до 30-35 лет. Это хороший показатель. Интересно будет посмотреть, какое количество молодых педагогов окажется в финале городского конкурса. Особенно важно, насколько равные условия для педагогов разных возрастных категорий будут на конкурсе. При поддержке Департамента образования, Общественной палаты по образованию, Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования, «Учительской газеты-Москва» 13 декабря Совет молодых педагогов провел городской тур конкурса молодежных инициатив «Молодые педагоги – Московскому образованию». Это хорошая возможность молодым специалистам представить свои интересные и яркие разработки. В конкурсе две номинации: социально-значимые образовательные проекты и личное информационное пространство. В округах прошли полуфиналы конкурса, и, как показали эти мероприятия, молодежь с удовольствием соревнуется между собой. Всего на конкурс было подано более 150 заявок.Еще одно важное мероприятие Совета молодых педагогов – выездной лагерь по работе со школьниками – членами управляющих советов. 200 учащихся школ Москвы были разбиты на группы, каждая из которых представляла управляющий совет виртуального образовательного учреждения. Ребятам в условиях реальной конкуренции приходилось распоряжаться бюджетом своей школы, придумывать стратегию ее развития, решать сложные педагогические и экономические ситуации. Таким образом, по итогам работы лагеря в школы вернулись учащиеся, разбирающиеся в основах работы управляющего совета, а для каждого молодого специалиста этот лагерь стал своеобразной контрольной работой по новым формам бюджетного обеспечения и государственно-общественного управления школой. От молодых педагогов зависит будущее московского образования. Новые направления работы нашего совета показывают, что мы готовы к изменениям, готовы брать на себя новые задачи и двигаться вперед вместе со всей московской системой образования.Павел КУЗЬМИН, председатель Московского городского совета молодых педагогов
Комментарии