Уроки в музее – любимые наши с детьми уроки. Уже накануне царит радостное оживление: ученики подбирают нужную информацию и продумывают наряды, учителя выстраивают уроки, опираясь на подготовленные музейщиками материалы.
А как радостно всем вместе отправиться из родного и привычного здания школы по утренним улицам любимого города в тихий мир московского музея и открыть дверь в прошлое! Если театр начинается с вешалки, то музей – с двери. На улице суета и вечное движение, и мы спешим, торопимся в общем ритме вечно бегущего города… А перед дверью останавливаемся. Как-то в период дистанционных экскурсий мы даже попробовали поиграть в «угадайку» по фотографиям дверей посещенных музеев. И вы знаете, почти все двери были радостно узнаны! И монументальные Пушкинского и Исторического, и изысканные Третьяковки и Дарвиновского, и сверкающие палеонтологического и Музея Космонавтики…
Но я хочу рассказать об уроках в музее, совмещающем несовместимое, заставляющем детей и восхищаться, и сопереживать, двери которого дети не вспомнили… А потому что слишком неожиданным было попадание в Музей «Интеграция» имени Н.А.Островского с нарядной и шумной Тверской. Обычная подъездная дверь впустила нас в дом, помнящий и блестящие салоны З.А.Волконской, и переоборудование дворянского гнезда в знаменитый Елисеевский магазин, и мужественное преодоление судьбы Николая Островского.
Уроки в музее рассчитаны на работу в небольших группах, сменяющих друг друга в разных музейных пространствах. Пока одни, гости музыкально-литературного салона начала XIX века, силой воображения представляют встречу с Пушкиным или Веневитиновым, Жуковским или Одоевским, другие заходят за ограждение и попадают в мемориальные комнаты, обставленные «казенной» мебелью, предоставленной Моссоветом в 30‑х годах XX века умирающему писателю Островскому. Из придуманных сценических «живых картин» в реальную жизнь любовно сохраненных предметов непростого советского быта… И так велика разница между этими двумя мирами, что при смене групп просто необходима передышка.
Пожалуй, ни один московский музей не дает детям такого понимания нашей великой и трагической истории, такой сопричастности русской литературе, такого понимания того, как закалялась сталь! И очень важна экспозиция – представление судеб людей, преодолевших свои болезни и физическую немощь, реализовавших себя в любимом деле, несмотря на ограниченные возможности здоровья.
Как это важно и удивительно ценно – провести урок в пространстве московского музея! И как ценно, что у наших учеников такая возможность есть!
Любовь ДЕНИСОВА, учитель русского языка и литературы школы №1231 имени В.Д.Поленова
Комментарии