На наши вопросы отвечает Тамара ИВАНОВА, кандидат психологических наук, ведущий специалист Департамента общего среднего образования МО РФ.
– Скажите, пожалуйста, по каким документам работает сейчас вечерняя школа?
– По Закону “Об образовании”, Типовому положению об общеобразовательном учреждении и Типовому положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 3.11.1994 года # 1237).
Почему было принято новое Типовое положение? К 1993 году изменились ситуация и контингент учащихся вечерних школ. Раньше в вечерней школе учились только взрослые люди и только работающие, теперь принимаются граждане любого возраста, работающие и неработающие – все, кому нужно образование.
Условия и порядок освоения общеобразовательных программ устанавливаются уставом учреждения. Если есть необходимость в классах с индивидуальной формой обучения – пожалуйста. Есть классы коррекции. Для каждой формы получения образования существуют свои учебные планы, поэтому следующим документом, определяющим лицо учебного заведения, является учебный план, составленный на основе базисного. За основу мы берем специальный базисный план для вечерней школы. В одной вечерней школе могут быть несколько учебных планов (заочной формы, заочно-сессионной и т.д.).
– Давайте еще раз назовем виды вечерних школ.
– Собственно вечерняя школа. Название, в общем-то, устарело. Мы решили заменить его “открытой школой”. Но отказаться от прежнего названия не спешим: придется переписывать все документы;
– центр образования. Вечерняя школа дает общее образование, а центры образования занимаются досугом детей, профессиональной подготовкой и т.д.;
– учебно-консультационные пункты, классы (группы) вечернего и заочного обучения, созданные в общеобразовательных учреждениях;
– возможно создание негосударственных вечерних школ;
– школы в тюрьмах и колониях.
Чтобы создать наиболее благоприятный режим для учеников, наши учреждения открыты не только днем, но и вечером.
Вообще когда мы делали наше Положение, то постарались сделать его максимально гибким. По выбору возможны классы коррекции, “углубленка”. Могут работать психологи. Еще важно: нормативные сроки обучения можно увеличивать или уменьшать. Бывает ускоренное обучение – два года, а есть и трехлетка (10-11-12-е классы).
– Занимается ли вечерняя школа профессиональным обучением?
– Профессиональное училище или лицей дают диплом, специальность, а наши учреждения по Положению – лишь начальную профессиональную подготовку, то есть введение в специальность. Но сейчас многие вечерние школы устанавливают договорные контакты с различными учреждениями и передают детишек из одних рук в другие, ведут их по жизни. В училищах и техникумах тоже ведь изучают общеобразовательные предметы – так зачем же их повторять? А иначе дети закончили бы школу и пополнили ряды безработных. Добрые люди договариваются и дают возможность ребятам получить специальность. Педагоги в нашей системе действительно замечательные. Гибкость вечерней школы в том, что она создает благоприятный режим работы для всех учеников. Это и индивидуальная форма обучения, присущая только нашему учреждению, и консультации… Но самое главное – функция социальной защиты детей, их адаптация в жизни.
– А что планируется изменить в связи с переходом на 12-летку?
– Об этом подумаем. Но скорее всего 13-летку не введем. Мы пересмотрим Положение тогда, когда все будет утрясено с общеобразовательной школой. Сейчас “вечерка” идет на уровне европейских стандартов, у нас в основном двенадцатилетнее обучение.
Наталья САВЕЛЬЕВА
Комментарии