Задачи урока: познакомить учащихся с обязанностями граждан, их классификацией; формировать умения обобщать, выделять общее и особенное; продолжить работу с юридическими терминами; показать необходимость выполнения своих обязанностей всеми людьми.
Важный вопрос философии права – соотношение . Существует мнение о том, что обязанности важнее прав. Классическая демократическая точка зрения выражена в ст.29 Всеобщей декларации прав человека. «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться таким ограничениям, которые учитывают права и свободы других людей и требования морали». Отстаивая права, нельзя забывать об обязанностях, действовать по принципу: «Имею право, я хочу и требую, чтобы мои права выполнялись любой ценой». Нужно помнить, что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Следовательно, обязанности и права существуют в тесной взаимосвязи, они обуславливают друг друга и, взятые вместе, составляют правовой статус личности.
Методические рекомендации.
Изучение темы рассчитано на 2 часа. Первый – лекция по вопросам плана, второй – семинарское занятие, на котором можно использовать различные формы практических заданий, ролевые игры, работу в малых группах, индивидуальные задания.
Предусматривается, что ребята уже знакомы с правами человека, их классификацией. В то же время закрепление обязанностей в международных документах, гарантии их исполнения необходимо вынести на последующие уроки.
Цель: формирование всесторонне развитой личности.
План:
1. Обязанности, их виды.
2. Соотношение прав и обязанностей.
3. Закрепление обязанностей в конституциях России и других государств.
Для проверки знаний по 1-му вопросу плана можно провести игру «Компьютер». Распределение ролей: ученики – это банк данных, учитель – пользователь сети. Оборудование игры: планшеты, мел, схемы.
Ход игры:
Учитель спрашивает, что такое обязанности.
Все пишут ответ на планшетах. Наиболее верные ответы фиксируются на доске.
Учитель просит написать известные обязанности.
Ребята пишут на планшетах.
Учитель просит распределить все обязанности по группам, т.е. их классифицировать. (Ученики объединяются в группы в зависимости от того, какие обязанности у них записаны на планшете, каждая объясняет, по какому признаку они объединились). Результаты на доске.
Учитель просит вспомнить, что такое права, их классификацию. Работа проходит по аналогичной схеме. В результате работы на доске появляются схемы «Обязанности и классификация» и «Права и их классификация». Учитель просит выделить общие черты прав и обязанностей, результат фиксируется на доске:
«Общие черты прав и обязанностей»:
Объект воздействия – люди;
Сфера действия – сфера общественной жизни;
Место закрепления – Конституция и законы.
Учитель просит сделать вывод о соотношении прав и обязанностей. При ответе можно использовать схему «Соотношение прав и обязанностей».
Для того чтобы ребята сменили вид деятельности, можно использовать «песенную разминку». Педагог может сам исполнить известные песни или включить их записи, а ребята должны определить, о каких правах и обязанностях идет речь. Можно организовать групповую работу: дети одной группы исполняют песни, а другой определяют, о каких правах и обязанностях идет речь.
Например:
«…не ходил бы ты, Ванек, во солдаты…»
«Над нами солнце светит, не жизнь – а благодать …»
«Не плачь, девчонка…»
Игра «Горячее право» закрепляет знания по вопросу соотношения прав и обязанностей, а именно постулат «права и обязанности – две стороны единого состояния взаимного признания людей». Учитель называет обязанность, бросая мяч ученику, ученик должен назвать право. В сильном классе роль «ведущего» может исполнять ученик.
Для закрепления знаний постулата «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека» проводится инсценировка. Преподаватель просит выйти к доске тех, кто считает себя свободным человеком, раздает им карточки, на которых заранее написано: «Вы обладаете свободой слова», и далее идет текст, который должна произнести группа или ученик (в зависимости от количества участников). По команде они должны начать реализацию своего права. Сидящим в классе ничего непонятно. Учитель спрашивает, что нужно сделать, чтобы всем было понятно. Ответ: группы должны говорить поочередно, т.е. отказаться от части свободы и выполнить обязанность «уважать права других людей».
Работу над текстами конституций можно организовать в группах. Каждая работает над Конституцией определенного года (или страны), результат фиксируется в таблице.
Правовое положение личности определяет совокупность прав и обязанностей. В литературе дается несколько определений термина «обязанность».
Обязанность – установленная правовой нормой мера необходимого поведения, в результате которого реализуются интересы других лиц.
Обязанность юридическая – мера обязательного для личности поведения, правовая форма выражения ответственности личности перед обществом и государством.
Обязанность конституционная – установленная Конституцией в интересах общества необходимость, предписывающая каждому гражданину определенный вид и меру поведения и предполагающая ответственность в случае его невыполнения.
Обязанность – отказ от части свободы.
Одни обязанности возникают у человека с приобретением гражданства данного государства, другие – в связи с поступлением на учебу в школу или вуз, третьи – с началом трудовой деятельности, новые обязанности возникают в связи с вступлением в брак, рождением ребенка. И так бесконечной вереницей они сопровождают его на протяжении всей жизни. Некоторые обязанности могут переходить даже наследникам (например – обязанность наследователя перед кредиторами, которой обременено полученное наследство).
При изучении темы «Права человека» мы с вами говорили об отраслях права, нетрудно заметить, что обязанности проявляются в тех же отраслях, что и права. Давайте разобьем их на группы, объединенные по какому-либо признаку.
Виды обязанностей
Классифицировать обязанности можно по различным основаниям.
1. По сферам жизнедеятельности людей на социально- экономические, общественно-политические и личные.
Указанная классификация носит формальный характер, т.к. производится в зависимости от сфер реализации, но без учета значимости каждого вида для существования и развития человека как личности. Более того, эта классификация возможна, если оперировать конституционными и иными обязанностями граждан, которые установлены законом. Ввиду этого правомерно выделить иную классификацию обязанностей, в основе которой лежит юридическая сила документов, в которых содержатся обязанности, а именно:
2. Юридические обязанности – конституционные (основные) и отраслевые.
В некоторых работах выделяются моральные, общественные, профессиональные обязанности. Их можно выделить в 3-ю группу – иные обязанности.
Таким образом, совместив 2-ю и 3-ю группы, мы получим следующую схему классификации видов обязанностей:
Юридические обязанности:
основные (конституционные);
отраслевые – семейные (воспитывать детей…), трудовые (соблюдать трудовую и технологическую дисциплину…), административные.
Прочие обязанности: профессиональные (обязанности учителя, рабочего…), моральные (помогать родителям, защищать младших …), общественные (активно участвовать в жизни класса…).
Юридические обязанности имеют ряд особенностей:
служат для реализации личных и общественных интересов;
носят всеобщий характер (одинаково принадлежат всем гражданам);
закреплены в конституции, законах и обеспечиваются силой государственного принуждения.
В отличие от юридических иные обязанности:
не носят обязательного характера;
не закреплены в законах;
обеспечиваются силой общественного мнения.
Важный вопрос философии права – соотношение прав и обязанностей. Существует мнение о том, что обязанности важнее прав. Классическая демократическая точка зрения выражена в ст.29 Всеобщей декларации прав человека. «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться таким ограничениям, которые учитывают права и свободы других людей и требования морали». Отстаивая права, нельзя забывать об обязанностях, действовать по принципу: «Имею право, я хочу и требую, чтобы мои права выполнялись любой ценой». Нужно помнить, что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Следовательно, обязанности и права существуют в тесной взаимосвязи, они обуславливают друг друга и, взятые вместе, составляют правовой статус личности.
Обязанности гражданина в российских конституциях
Конституция – Основной Закон страны. Однако не все ученые-правоведы согласны с тем, что в Конституции следует отражать обязанности граждан. Обязанности, утверждают они, противоречат правам, как бы им противопоставляются. На самом деле обязанности нисколько не умаляют права, существуют с ними в неразрывном единстве. Обязанности столь же важны для характеристики социального статуса личности, что и права. Они призваны стабилизировать общественные отношения, помочь человеку определить свое место в обществе.
Как известно, российская Конституция в своем развитии прошла несколько этапов, связанных с развитием Российского государства.
Политический кризис 1905 года предопределил появление 23 апреля 1906 года основных государственных законов, представляющих собой, по мнению некоторых авторов, первую российскую Конституцию. В соответствии с этим конституционно-правовым актом к правам и обязанностям российских подданных относились неприкосновенность личности и жилища, законность юридического преследования, свобода передвижения, выбора места жительства и т.п.
Первые советские конституции 1918, 1924 гг. устанавливали права трудящихся на пользование землей, участие в рабочем контроле, управление производством, равенство мужчин и женщин и т.д. В них не были отражены личные права – такие, как неприкосновенность жилища, тайна переписки. Вводилась всеобщая трудовая повинность, декретировалось образование Красной Армии и передача власти в руки Советов…
Конституция 1936 года устанавливала следующие обязанности: соблюдение Конституции, исполнение законов, соблюдение дисциплины труда, честное отношение к общественному долгу, уважение правил социалистического общежития, охрану социалистической собственности, всеобщую воинскую обязанность и защиту Отечества.
Подписание международно-правовых актов в области прав человека (Международный билль о правах человека 1966 г. и Хельсинкский заключительный акт 1975 г.) Советским Союзом предопределило включение в Конституцию 1977 г. ряда новых положений: обязанность должностных лиц в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать меры, уважение личности, охрана прав и свобод объявлялись обязанностью всех государственных органов и должностных лиц. Гражданам вводились обязанности: соблюдение Конституции и законов, добросовестный труд, охрана социалистической собственности, интересов государства, служба в рядах Вооруженных Сил, уважение национального достоинства других граждан, забота о воспитании детей, охрана природы и культурных ценностей, а также содействие дружбе и сотрудничеству с народами других стран, укрепление мира.
Важным шагом на пути создания Конституции России стало принятие Декларации прав и свобод человека 22 ноября 1991 года, основные положения которой нашли отражение в Конституции РФ 1993 года. Обязанности граждан РФ закреплены в статьях 38, 43, 44, 57, 58, 59: участие в осуществлении правосудия, не нарушать права и свободы других граждан, соблюдать Конституцию и законы, охранять природу и окружающую среду, исторические памятники, получать основное общее образование, заботиться о детях и их воспитании…
Таким образом, обязанности находят отражение в российских конституциях, но они не выделяются в отдельную главу, а как бы «рассеиваются» в главе «Права и свободы человека».
Нина ПАРШУКОВА, учитель права, Дальнегорск
Комментарии