10-й класс. Тема «Потребитель. Права потребителя». Цель: подвести учащихся к осознанию себя в роли потребителей.
Задачи:
1. Определить отличия потребителя-гражданина и организации-потребителя.
2. Узнать о своих потребительских правах.
3. Обрести навыки работы с нормативными документами и законодательными актами.
4. Понять, в каких ситуациях потребитель способен защитить себя сам.
5. Иметь представления об источниках информации о товаре.
Ход урока
Учитель экономики: Сегодня мы проводим интегрированный урок по спецкурсам «экономика» и «политика». Право и политика тесно взаимосвязаны друг с другом. Экономика реализует различные стороны рыночной экономики. Право включает в себя целые отрасли экономики.
Хотите убедиться в этом? Пожалуйста. Я буду называть вам экономические понятия, а вы постарайтесь назвать отрасли права и институты права, их регулирующие.
Труд – …(учащиеся называют) трудовое право.
Финансы – …финансовое право.
Налоги – …налоговое право.
Земля – …земельное право.
Автор и патент – …авторское право и патентное право.
Собственность – …право собственности.
Потребитель – …право потребителя.
Итак, сегодня на уроке мы узнаем, кто такой потребитель, какие права он имеет, как защитить свои права потребителя.
Учитель права: Сегодня мы работаем в группах. В конце урока вам предстоит самостоятельно оценить себя, свою работу, заполнить анкету – РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель экономики: Какую роль играет человек в экономике?
Учащимся предлагается работа с рабочим листом №1 «Человек в экономике». Затем делается вывод, что человек – главная фигура в экономике, т.к. он основной потребитель; производитель; управляет экономикой.
Действительно, при всей сложности современной жизни в России можно отметить такие черты рыночной экономики, как ориентация на потребителя, т.е. учет потребностей каждого из нас «от мала до велика».
Кто же такой потребитель? Что такое потребности человека?
Рекомендация учителя: Внимательно изучите понятие «ПОТРЕБИТЕЛЬ» в Законе о защите прав потребителя и самостоятельно сделайте вывод.
Пирамида потребностей
Потребности человека – это начало дороги на рынок. Каждый человек стремится удовлетворить свои приоритетные потребности (первичные). Как только ему удается это сделать, такая потребность перестает быть движущим мотивом поведения человека. На первый план выдвигается потребность по степени. Например, голодающий человек (ступенька 1) не обращает внимания на то, каким воздухом он дышит (ступенька 2) или как к нему относятся сограждане (ступеньки 3-4). Когда человек сыт, он начинает думать о комфорте и общении с людьми. Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека.
Вывод: Все население страны, от новорожденных до стариков, является потребителем.
Не только граждане, но и организации являются потребителями. Однако между этими потребителями существует разница:
1. Гражданин-потребитель приобретает товар для удовлетворения своих нужд, а организация может приобретать товар для дальнейшей переработки. Поэтому различают товары:
А. Конечного потребления.
Б. Товары как средство производства.
Скажите, есть ли разница между сахаром, который мы кладем в стакан чая, и сахаром, которым пользуется кондитерская фабрика при выпечке тортов?
Старшеклассники говорят о том, что вкусовые качества и в том, и в другом случае не отличаются, а с точки зрения экономики сахар, который использует фабрика, является средством производства.
Учитель замечает: Многие товары никогда не могут стать предметами потребления (например, токарный станок), другие же никогда не бывают средством производства (например, детские игрушки).
1. Гражданин-потребитель ведет себя на рынке совсем не так, как потребитель-организация.
2. Интересы предприятия защищают профессионалы, юристы, экономисты, эксперты, а потребитель-гражданин такой поддержки не имеет и защищает свои права самостоятельно.
Выводы:
1. В экономике потребителями являются лица и организации, потребляющие продукты чьего-нибудь производства.
2. Юристы понятие «потребитель-гражданин» трактуют так:
Потребитель – гражданин, купивший или намеревающийся купить или использовать товар для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Учитель: Перечислите те сферы услуг, где вы или ваши родители, или ваши друзья выступают в роли потребителя.
1. Образовательная.
2. Медицинская.
3. Туризм.
4. Транспорт.
5. Общественное питание.
6. Гостиница.
7. Юридические услуги.
8. Страховые услуги.
9. Культурно-зрелищные.
Учащиеся делают вывод, что нет в нашей жизни дня, когда бы мы были свободны от роли потребителя.
Хотите не хотите, но все мы потребители!
Учитель: Потребители – огромная сила, посмотрите – во всех газетах и журналах, на радио и телевидении тысячи фирм предлагают нам свои товары и услуги!
Производители полностью зависят от нас с вами!
Почему?
(Учащиеся делают вывод о том, что, если никто не будет покупать их товар, они просто разорятся).
Учитель: Продавцы и производители придумали правило:
ПОТРЕБИТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ!
Но всегда ли они верны этому правилу?
Что стараются сделать производители-продавцы, чтобы привлечь покупателя? Предлагают рекламу, снижают цены, расширяют количество услуг, повышают качество.
А можем ли мы повлиять на производителей? Ребята отвечают: что влиять можно через спрос.
Потребитель часто ошибается, принимает неверные решения. Почему?
1. Потребитель не профессионал, он верит продавцу на слово, не всегда детально разбирается в тех товарах, которые хотел бы купить.
2. Продавец – профессионал, специалист в области торговли, он хорошо информирован о товаре.
3. У производителей – реклама.
4. Бизнес организован, а потребители разобщены.
Вывод: Чтобы защитить себя от недобросовестных продавцов и производителей, необходимо знать права потребителя!
Учитель права: Еще не так давно в нашей стране, которая называлась СССР, господствовали тотальный дефицит и очереди. Не потребитель выбирал, что купить, а продавец – кому продать. Покупатель был абсолютно бесправен, продавец мог нагрубить, обсчитать, продать некачественный товар. Такие правила торговли действовали до 1992 года.
Сегодня ситуация изменилась. В России существуют основы законодательства о защите прав потребителей, как и в большинстве стран мира. Государство берет на себя обязанность отстаивать интересы потребителей путем принятия специальных законов.
Что мы знаем из истории потребительского движения?
Учащиеся рассказывают об истории потребительского движения в мире и в нашей стране.
Учитель права: Люди в большинстве своем не осознают себя потребителями и не знают своих прав. Сейчас вы в этом убедитесь.
Слово берут ученики-социологи, которые заранее собрали информацию в школе, дома, среди друзей и знакомых.
Учитель права: Права потребителя содержатся в Законе о правах потребителя. Сейчас мы будем работать в группах.
Учащиеся работают в группах с основными законами и рабочим листом. Учащиеся называют эти законы и комментируют их содержание. Затем они разыгрывают сценку «В МАГАЗИНЕ».
Краткое содержание сценки. В магазине за прилавком сидит скучающая продавщица, заходит покупатель, внимательно рассматривает товары на полке. Продавец не обращает никакого внимания, занимаясь своим делом.
Покупатель наконец обращается к продавцу с просьбой показать ему чайник. Продавец неохотно подходит и показывает товар, на просьбу покупателя объяснить, откуда товар, в чем его преимущества, продавец грубит и удаляется. Покупатель расстроен, он не получает необходимой информации, обижен, оскорблен. Но выбора у него нет, и он приобретает чайник, просит товарный чек, продавец отказывает, объясняя, что касса пока не работает.
Задание классу: определить, какие права потребителя были нарушены.
После того как учащиеся называют все случаи нарушения, учитель предлагает новые задания группам: КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА?
1-я группа – Составить памятку потребителя.
2-я группа – Как читать этикетку товара.
3-я группа – Составить заявление-претензию.
4-я группа – Рассмотреть предложенную ситуацию и прокомментировать ее.
После работы в группах учащиеся делают вывод:
1. Соблюдение интересов потребителей в первую очередь зависит от самих потребителей.
2. Они должны вести себя грамотно и с достоинством, знать свои права, уметь отстаивать свои интересы.
3. Если они ведут себя со знанием дела, на рынке формируются правила и традиции в соответствии с правами потребителя, т.е. будет сформирован цивилизованный рынок, где будет установлено взаимоуважение.
Следующий этап урока посвящается ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Затем идет проверка заданий в группах. Подростки подводят итоги работы, заполняют лист-РЕФЛЕКСИЮ. Они получают в подарок памятку о том, как читать этикетку товара.
Г. ПУСТОВОЙТ, учитель экономики; С. НИКОЛАЙЧУК, учитель права, Магадан
Потребитель часто ошибается, принимает неверные решения.
Комментарии