На днях в прессе появились тревожные сообщения о том, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки изменила методику пересчета баллов, полученных на ЕГЭ по математике. Согласно распоряжению №35-08 от 15.06.2004 введены две шкалы перевода первичных и тестовых баллов в отметки. Теперь для аттестационной пятерки достаточно набрать от 20 до 32 баллов, а для вузовской – не менее 75. И тем абитуриентам, которые на ЕГЭ набрали менее 37 баллов, в текущем году о поступлении можно забыть. Чем вызвано это нововведение, рассказывает руководитель коллектива разработчиков контрольных измерительных материалов Александр ТАТУР:
СтатфактПо данным директора Федерального института педагогических измерений Андрея ЕРШОВА, столичные школьники лучше всего справились с ЕГЭ по русскому языку: они получили в два раза больше пятерок, чем выпускники в других регионах. Результаты москвичей по химии и биологии не столь обнадеживающие: средняя оценка по этим предметам – 40 баллов, то есть в пересчете на обычные оценки – тройка. Удовлетворительно знают химию 34% из 216 сдававших, биологию – 44% из 361. На «отлично» химию сдали 26%, а биологию – 20%. Пятая часть экзаменующихся «завалила» оба ЕГЭ. Экзамен по математике в Москве сдавали 1424 человека, 80% из них получили положительную оценку. Более 97 баллов сумели набрать лишь 30 школьников.
– Прежде всего необходимо отметить, что государственная итоговая аттестация в школе проводится по алгебре и началам анализа. Вузы на вступительных экзаменах по математике включат в свои экзаменационные материалы помимо заданий по алгебре задания по геометрии и стереометрии. Для того чтобы результаты ЕГЭ принимались школами для аттестации выпускников, а вузами и ссузами – в качестве вступительных для поступающих, контрольные измерительные материалы ЕГЭ содержат задания по алгебре и началам анализа, а также по геометрии, стереометрии. При этом для школьной отметки необходимо учитывать лишь результаты выполнения работ по алгебре и началам анализа.
Итак, ситуация следующая.
По результатам ЕГЭ по математике выпускник должен получить:
а) в пятибалльной шкале отметку в аттестат за сдачу итоговой аттестации по алгебре и началам анализа;
б) в стобалльной шкале свои результаты по математике в свидетельство для поступления в вузы и ссузы.
Экзаменационные материалы по ЕГЭ содержат задания по алгебре и началам анализа и по геометрии. Для выставления отметки в аттестат в экзаменационной работе выпускника оценивается выполнение только заданий по алгебре и началам анализа. Причем обработка результатов заключается в том, что суммируются первичные баллы за выполненные задания: выполненное задание типа А или В дает 1 первичный балл, задание типа С – до 4 первичных баллов. Максимально можно получить 32 первичных балла. Для перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу за курс «Алгебра и начала анализа» были установлены следующие границы: 0- 5 – отметка «2»; 6 – 11 – отметка «3»; 12 – 19 – отметка «4»; 20 – 32 – отметка «5».
Для выставления результатов в свидетельство, которое может быть подано в вуз или в ссуз, оцениваются выполненные задания по алгебре и началам анализа и по геометрии. Задания по геометрии в тесте отмечены особым образом, и экзаменуемый об этом информируется. При этом первичные баллы в ходе процедуры шкалирования переводятся в тестовые баллы (шкала баллов от 0 до 100).
Для того чтобы в приемных комиссиях вузов и ссузов знали, чему примерно соответствуют баллы в стобалльной шкале, в упомянутом распоряжении были даны границы пятерок, двоек и других отметок. Точно такое же распоряжение выпускалось в прошлом году.
В заключение заметим, что не существует инструкции, согласно которой баллы при сдаче ЕГЭ переводятся в школьные отметки. Процедура установления шкалы перевода основана на многоаспектном анализе, в котором учитываются и рекомендации разработчиков КИМов, и рекомендации тестологов, и реальные статистические данные, полученные по результатам как этого года, так и предыдущих лет. Поскольку первичная обработка данных ЕГЭ заканчивается на 3-й или 4-й день после проведения экзамена, то только после получения статистических данных собирается рабочая группа для обсуждения результатов экзамена и на основе тщательного рассмотрения итогов принимается решение.
Комментарии