Два часа пешком до работы – не повод отчаиваться. «Наверное, поэтому наши учителя такие здоровые», – смеется самый молодой участник Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010» и по совместительству один из абсолютных его победителей Андрей ГАРИФЗЯНОВ. Увозя Хрустального пеликана на родину, двадцатичетырехлетний учитель биологии и химии из поселка Красная Нива Тульской области нашел время ответить на вопросы «Учительской газеты».
– Андрей Рузильевич, тривиальный, по сути, вопрос: почему вы решили стать учителем?- Ну вы знаете, мне кажется, в школу приходят люди, которые желают не только зарабатывать деньги. Если бы нас в школе держали только деньги, в школе бы никого не осталось. Тут мы имеем возможность реализоваться с точки зрения исследователей. Что касается меня, то сначала я выбрал специальность – биологию. Поскольку в нашей области биологическое образование может быть только педагогическим, то я пошел в педагогический университет. После второго курса на практику я попал в школу, в которой сам учился. Директор потом мне предложила пойти сюда работать, и я с радостью согласился. Тем более именно в этот момент происходило мое осознание того, что именно в школе происходит формирование утилитарно-эгоистического отношения детей к природе. То есть в этот период необходимо воспитывать в детях бережное отношение, понимание того, что природа – это ценность и направленный партнер по взаимодействию. Вот так и сложилось, что я пришел в школу на третьем курсе университета. – Тогда почему биология?- Скажу честно, на меня очень серьезно повлияла книга Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Почему-то мне так понравился этот натуралист Паганель, чей образ встал передо мной где-то классе в шестом-седьмом. С этого момента я шел по развитию себя как биолога-исследователя. Часто участвовал в различных олимпиадах, побеждал в них. Поэтому и биология.- Вы сказали о формировании утилитарного отношения к природе. Почему вы считаете, что оно формируется именно в школе?- Это логично: ребенок рождается беспомощным и не может нанести вред окружающему миру. Но затем он попадает в школу, и на выходе мы уже получаем потребителя, который воспринимает природу как источник, ресурс для удовлетворения собственных потребностей. Поэтому стоит предположить, что именно в школе формирование такого отношения и происходит. Лозунги, которые до сих пор мы все-таки слышим в школьном воспитании о том, что нам не стоит ждать милостей от природы и наша задача – взять их у нее, – это как раз и есть призыв к утилитарно-эгоистическому отношению.- Ну хорошо, в чем же тогда заключается экологическое воспитание? Я полагаю, что пожеланий «не рвать», «не бросать» и «беречь» недостаточно, так? – Вы знаете, вообще в решении глобальной экологической проблемы выделяются две основные задачи. Первая – это принятие первоочередных мер для охраны природы. Это происходит на уровне правительств, государственных и международных организаций.А вторая задача, которую нужно решить, – это как раз задача экологического воспитания: формирование экологической культуры. До сих пор о структуре экологической культуры нет единого мнения. Но мне более близко воззрение, что экологическая культура подразумевает перечень, или же набор, каких-то качеств, которые формируются в процессе непрерывного экологического воспитания. Это, во-первых, экологические знания – знания о взаимодействии общества и природы. Во-вторых, ценностные экологические ориентации. Затем система норм и правил по отношению к природе. И наконец, практические умения и навыки по изучению природы и ее охране. То есть это вот такие четыре структурных элемента. В соответствии с этим воспитание и развитие каждого из элементов подразумевает экологическое воспитание. В целом оно затрагивает и знания, и ценностную, и практическую сферы деятельности.- Из конкурсных заданий – вашего мастер-класса и выступлений на «открытой дискуссии» и «круглом столе» образовательных политиков – понятно, что вы очень увлечены темой развивающего обучения. В чем оно для вас состоит? – Тема формирования экологической культуры подразумевает изменение стиля мышления. Потребительский стиль мышления должен поменяться: не просто потребитель ресурсов, а потребитель знания как ресурса. То есть тебе дается это знание, ты его принимаешь. У меня есть ироничная присказка на этот счет: выпускник иногда представляется в голове как человек, нагруженный чемоданами знаний, которые он несет по жизни. И в какой-то момент он говорит: «А зачем этот чемодан тяжелый? Дай-ка я его выкину». И выкидывает. То есть знания, которые тебе даются в школе, ты можешь выкинуть.Что касается развивающего обучения, то в этом случае мы не даем знания в открытом виде. Мы показываем путь добычи этого знания. Образно: в какой-то момент чемодан будет просто не нужен. Можно будет взять и найти это знание в данный конкретный момент, когда оно нужно для какой-то деятельности. В этом случае знание будет прочным, осознанным, своим. Оно будет пережито, будет понято, что оно необходимо. Как это реализовать на практике – уже другой вопрос. Я всегда говорю: педагогические технологии известны широкому кругу образовательной общественности. А вот как каждый реализует их на практике – за это отвечает собственное творческое начало каждого педагога. Я реализую чисто деятельностный подход: только практическая деятельность на уроках и на занятиях кружка, обязательная интеграция урочной и внеурочной деятельности. Ведь урок имеет жесткие рамки – сорок пять минут, в которые должны быть достигнуты поставленные учебные цели. А специфические особенности внеурочной деятельности не связаны рамками обязательной программы. Тут уже есть возможность для свободной мысли и творчества. Все это позволяет реализовать развивающий потенциал предмета «Биология». Кроме того, нужно понимать, что биология – это экспериментальная наука. Так же, как и физика, и химия. Поэтому экспериментальная деятельность входит в рамки деятельностного подхода.- Из этого вытекает вопрос про ваше отношение к самообразованию…- Оно обязательно. Я уже говорил на «круглом столе» образовательных политиков: «Школа должна учить тому, что сама не знает, что будет завтра». Поэтому логично, если бы школа учила пути методологическому, которым можно знание будет самому получить. В соответствии с этим мы должны учиться умению самообразовываться, учить учиться. Причем этот принцип действует и для педагога, и для детей.- Что вас подвигло к участию в конкурсе «Учитель года»? Это же ведь колоссальное напряжение и для вас самого, и для школы…- Наверное, мотивировала просьба директора. Поскольку обращается директор, то нужно участвовать, поддержать школу. А дальше – это уже ступени: завоевываешь муниципальный уровень, региональный уровень. В этой работе ты понимаешь, насколько много тебе дает этот конкурс. Семьдесят шесть участников здесь и сорок участников в регионе – все мастера своего дела. В той или иной мере они умеют делать что-то лучше, чем другие. Соответственно происходит профессиональное общение, и я получаю от них умения, опыт. Они тоже могут обогащаться моим опытом. И уже в конкурсной деятельности ты понимаешь, что для тебя это один из вариантов самообразования. Конкурс – это один из вариантов публичного распространения опыта.Кроме того, у нас будет целый год, на протяжении которого мы будем работать на свой регион, на своих учителей. Мы будем им показывать, что умеют делать другие, что делается в любой точке России, поскольку на конкурсе практически полное представительство регионов. Вот что заставляет участвовать в конкурсе.- И на сегодня вы самый молодой педагог, участвовавший в конкурсе. Как ощущения? «Дедовщины» от «мастодонтов» не было?- Я ощущаю отеческую заботу со стороны других конкурсантов. Поскольку это мастера, то они поддерживают не только профессиональной помощью, но и семейным теплом. Когда я приехал на конкурс, то боялся того, что я действительно попаду к «мастодонтам», но получилось так, что я попал в семью, которая обогревает тебя своим теплом.- После вашего мастер-класса ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий звал вас заняться фундаментальной наукой. На вручении пеликанов «пятерке» победителей повторил приглашение. Нет желания действительно уйти из школы в большую науку?- Ну вы знаете, я, наверное, патриот своей малой родины. Покинуть свою семью очень тяжело. А под семьей я подразумеваю школу: в ней я учился, даже моя мама еще училась, моя сестра сейчас уже племянницу учит в этой же школе. Я никогда не воспринимал свою школу как место работы. Наоборот, я всегда себе говорю: как только начну воспринимать школу как работу, нужно бросать школу сразу, иначе своим отношением только буду травмировать детей. Мне доставляет удовольствие работа с детьми: удовольствие видеть, как дети на моих глазах растут, формируются и добиваются больших успехов как исследователи. Поэтому задумываться о том, чтобы покинуть свою малую родину, не могу. Тем более что я не очень люблю большие города. – Сейчас в образовании идут реформы. По какому пути они, по вашему мнению, должны идти? Если ставить вопрос шире, то что бы вы изменили в российской системе образования?- За десятилетие самое глобальное в системе образования – это как раз концепция «Наша новая школа». Если она будет реализована, то это будет что-то потрясающее, прорыв в системе образования. Причем не только в России, но и в мире. Ее направления охватывают практически все сферы деятельности образовательного учреждения. Взять, например, перевод образовательного учреждения из собственно образовательного в некое социокультурное пространство. Мы знаем, что школа должна стать не просто центром образования, а центром досуга местного социума. Если это будет реализовано, я думаю, что в каждом из направлений будет разработано огромное количество различных программ. Я участвовал в двух форумах: в рязанском форуме молодых педагогов «Старт в профессию», где как раз мы предлагали конкретные практические меры по реализации каждого из направлений инициативы президента. И летом в Анапе в выездном лагере, организованном Московской профсоюзной организацией, где также шло обсуждение концепции Дмитрия Анатольевича Медведева. Я думаю, таким образом, все будет достаточно успешно в нашей системе образования.Мне, кстати говоря, очень нравится, что мы ушли от понятия семинаров и лекций, поскольку они подразумевают или одностороннее общение, или общение по заранее заготовленным вопросам. Мы пришли к понятию форума, а это все-таки несколько непредсказуемый диалог: мы знаем, о чем мы будем говорить, но не знаем, на какое направление нас выведет наша беседа. Мы обсуждаем.- Андрей Рузильевич, конкурс окончен. Какие планы у вас дальше, после возвращения в родную школу?- Спать.
Комментарии