Может ли школа быть вне политики и вне религии? На этот вопрос можно спорить долго и до хрипоты, доказывая правоту разных точек зрения. Да так и остаться ни с чем. Потому что существуют две истины: первая – абстрактная, идеальная, к которой нужно стремиться всю жизнь, и вторая – конкретная, обыденная, “для общего пользования”. Почти в каждом человекe уживаются эти две истины сразу, разница лишь в степени их конфликтности друг с другом. Учителя прекрасно знают, как, согласно их профессиональному воспитанию и образованию, они должны себя вести в той или иной ситуации. И никто не спорит, что неоспоримость этого ситуативного поведения выверена трудами тысяч выдающихся умов. Нужно только добавить: выверена в виде истины идеальной, то есть абстрактной. А вот то, как человек на самом деле ведет себя в конкретной ситуации, – это уже из области конкретной истины, вполне оправданной в определенный момент. Помнится, одной учительнице задали проверочный вопрос: что она будет делать, если увидит, как ребенок на улице мучит кошку? Понятное дело, нужно провести воспитательную беседу, рассказать ребенку, что кошка – тоже живое существо, и т.д. и т.п. А в кулуарах все (и эта самая учительница в первую очередь) сошлись на мнении, что на самом-то деле нужно надрать сорванцу уши, то есть поступить с ним так же, как он поступил с бедным животным. Оба подхода истинны. Но существуют они словно в разных плоскостях бытия.
Примерно так же обстоит дело и с вышеупомянутой дилеммой. Да, педагогика, во избежание предвзятости, не должна быть ни религиозной (так как существует множество религий), ни политичной (по причине еще большего количества партий). И это неоспоримо – с одной стороны. С другой же – все прекрасно понимают, что педагогика целиком и полностью зависит от личности педагога, который, коль скоро он живет в обществе и неразрывно связан с ним, никак не может быть абсолютно аполитичным и нерелигиозным. Поэтому при том, что учитель стремится излагать беспристрастные истины, незыблемые по определению, практически все, что он говорит детям, будет иметь более или менее выраженный оттенок христианской, демократической, мусульманской, экстремистской, анархистской и прочих мировоззрений. Что по сути является проявлением другой истины – жизненной, обиходной, востребованной временем.
Итак, как ни крути, мы не в силах сказать однозначное “да” или “нет” желанию политиков и религиозных деятелей прибрать школу к рукам. Хотя бы потому, что сами так до конца и не поняли, что же первично: школа или общество. И кто чей социальный заказ выполняет.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии