Капитаны
Ecole des Roches (школа Рош) возникла в 1899 году на волне неудовлетворенности части французской интеллигенции уровнем образования в стране. Известный социолог и историк Эдмонд Демолен обратился к опыту Великобритании и задался вопросом, благодаря чему это государство процветает и так бурно развивается. Свои выводы он изложил в книге “Передовая страна” и основную причину успеха соседей обнаружил в достижениях их средней школы. Решив основать Ecole des Roches, он не стал придумывать ничего нового и взял за основу своего учебного заведения британскую схему.
Школа Рош – это интернат, и дети от 12 до 18 лет проводят здесь все свое время. Только на выходные ученики, живущие в Париже, отправляются к родителям.
Оплачивая учебу ненаглядных чад в Ecole des Roches, папы и мамы точно знают, что не бросают денег на ветер. Проверенная и отлаженная в течение века система гарантирует им желаемый результат. Получив классические знания, их дети, без сомнения, войдут в число элиты французского общества. Ведь среди выпускников школы – сплошь крупные бизнесмены, политики, писатели.
Пропуск в когорту избранных дается непросто – путь лежит через серьезный труд и даже жертвы. Режим дня ученика в школе Рош строго регламентирован. Утренний под’ем в 7 часов, затем завтрак, в 9 часов начинаются занятия и продолжаются до двух часов дня, обед, затем снова учеба до семи вечера, ужин, а после – выполнение домашних заданий под присмотром воспитателей. Примерно в девять часов дети собираются в своих группах и подводят итоги прошедшего дня. В десять школьники уже видят первые сны.
Успеваемость постоянно контролируется, у каждого ученика имеется специальный дневник, в котором отражены все результаты, в том числе 2-3 мини-экзаменов, которые проводятся еженедельно по разным предметам. Снижение показателей, которые проверяются почти ежедневно, – сигнал бедствия как для ученика, так и для преподавателя и директора. Ему “светят” дополнительные занятия – в выходную субботу.
Школьники точно знают, чего им делать ни в коем случае нельзя: запрещается курение до 15 лет, старшие же “отравляют себя никотином” только в специально отведенных для этого местах, аналогичный запрет касается употребления спиртного. Нарушивших табу ожидает бескомпромиссное наказание и даже отчисление.
За порядком, четкостью исполнения всех предписаний зорко следят “капитаны” – ученики, добившиеся хороших показателей в учебе, заслужившие авторитет у сверстников. Назначенные на эти должности администрацией, они проводят ее политику, но в то же время осуществляют обратную связь со школьниками и участвуют в самоуправлении.
Быть капитаном, по словам директора г-на Вентурини, сложнее, чем просто учеником и даже преподавателем, нигде и никогда нельзя ударить в грязь лицом. Но, несмотря на все сложности, каждый учащийся в Ecole des Roches мечтает об этой ответственности. Так воспитываются будущие лидеры Франции.
Только не подумайте, что в школе царит казарменная дисциплина – строгие условия есть продукт взаимного согласия преподавателей и учеников. При этом каждый имеет право предложить свои усовершенствования или выступить с критикой любого должностного лица, включая директора.
Мальчики и девочки учатся вместе, но живут раздельно – в красивых старинных особняках, каждый из которых имеет свое название (“Акация”, “Сосны” и т.д.). Впрочем, это не мешает поддерживать им романтические отношения друг с другом.
При всей жесткости и насыщенности программы обучения школьники имеют широкую свободу выбора. Помимо обычных предметов – биологии, математики и т.д., большое разнообразие так называемых “трудов” – технология и механика, лепка и фотодело. Ну и, конечно, спорт – большой теннис, верховая езда, бальные танцы. Кроме того, у старшеклассников есть уникальная возможность научиться вождению автомобиля и даже… самолета прямо на школьном аэродроме.
Чистый воздух, тишина, красивая природа, экзотические деревья, водоемы – все позволяет сконцентрироваться на учебе и при этом не уставать. Вдали от бурлящего Парижа, где так много соблазнов, молодежь шлифует стиль взаимоотношений, учится общению, принципам жизнедеятельности внутри коллектива.
И столица, и другие города Франции не закрыты для учеников Ecole des Roches. Обязательно одевшись в школьную форму, чем-то похожую на нашу, российскую, они посещают лучшие музеи, театры, знакомятся с историей и культурой родной страны.
Непрерывный характер учебно-воспитательного процесса требует иной отдачи и от преподавателей. Многие из них даже живут прямо в школе. Предлагая приличную зарплату учителям, администрация имеет возможность выбирать. Но, даже найдя хороших педагогов, через пять лет руководители устраивают “ротацию” кадров.
“Господин президент снова в России”
Все, кто знаком с Клодом Каминским (Claude Kaminsky), президентом и владельцем школы Рош, наверняка не смогли устоять перед его личным обаяниям. Педагогика всегда была его страстью, еще в подростковом возрасте он уже умудрялся давать уроки своим младшим сверстникам. Выпускник Сорбонны, по специальности преподаватель литературы, Каминский уже в 24 года открыл свою первую школу. Сейчас на его личном счету 15 различных учебных заведений по самым разным направлениям – от бизнеса и управления до ветеринарии.
Продавая и покупая земли, замки, устраивая в них интернаты и курсы, он всегда мечтал о самом серьезном проекте своей жизни. Семь лет назад ему повезло – то, что казалось несбыточным, свершилось: Каминский купил знаменитую школу Рош.
Ощущать свою принадлежность к истории, к вечности – всегда приятно. Но Каминский считает – главная опасность, подстерегающая педагогику, – это заблуждение в том, что она совершенна. Какова бы ни была школа – ее все время надо развивать, приближать к действительности, тому времени, в котором мы живем.
Это утверждение справедливо и для Ecole des Roches. Каминский не стал менять основу, заложенную еще Демоленом, а слегка демократизировал порядки (например, закрыл отдельную столовую для учителей; теперь все, включая руководство, питаются за одним столом), сделал больший акцент на самоуправлении. Но самое главное – он организационно оформил в школе Рош международный центр французского языка и культуры.
Иностранцы и раньше учились в Ecole des Roches, но это не было системой, не существовало специальной учебной программы для них. Теперь же молодые люди со всех концов света получили большой образовательный выбор. Они, конечно, имеют возможность обучаться на общих основаниях, то есть с перспективой стать бакалавром и поступить в вуз, а могут приехать на неделю, месяц, год, чтобы изучить язык, познакомиться с французскими нравами, обычаями, наконец, с кухней.
К их услугам – вся образовательная “империя” Каминского: можно обучаться в Нормандии, а можно и в Париже – там открыта P.E.R.L. – языковая школа, в которой студенты, помимо интенсива, могут изучать деловой французский. Самых маленьких (начиная с 2 лет) круглогодично примет Ecole de la Tournelle (школа Турнель), расположенная в живописном городишке Септей. Для всех возрастов предусмотрены также разнообразные курсы, летние лагеря…
Каминского постоянно переполняют идеи, он бесконечно раз’езжает по миру, участвует в выставках, семинарах. Но в последнее время его вежливые секретарши вынуждены отвечать жаждущим общения с ним примерно одно и то же: “Господин президент снова в России”. И действительно, он то проводит конкурс преподавателей французского языка в Санкт-Петербурге, то спонсирует соревнования школьников “Знаешь ли ты Францию?” в Купавне, то участвует в фестивале “Языки, образование, культура” в Москве.
Столь большая любовь к нашей стране об’ясняется просто: предки Каминского – выходцы из России. Впрочем, российская культура интересна самому президенту Ecole des Roches, он с удовольствием пытается постичь наш трудный для изучения язык. Кстати, ищет преподавателей русского для организации обучения у себя в школе, но … это касается тех, кто живет в районе Парижа.
Появившись впервые в российских школах всего три года назад, Каминский чувствует себя уверенно и намерен громко заявить о себе. Он даже вынашивает амбициозные планы открытия в Москве филиала Ecole des Roches. “Работает по-американски, не боится рисковать, четко видит перспективу”, – с завистью заметил один из отечественных “коммерсантов от образования”. Уловив встречный интерес к французской культуре, имеющий корни в нашем дооктябрьском прошлом, президент Ecole des Roches “переплавил” его в конкретные контракты, договоры, соглашения. Подписаны документы о лингвистическом и образовательном сотрудничестве с мэром Санкт-Петербурга А. Собчаком, министром образования Якутии И.Голиковым, вице-мэром Екатеринбурга М.Матвеевым… На подходе – договоры с Нижним Новгородом, Мурманском, Хабаровском, Иркутском и Владивостоком. За этими бумагами – конкретные группы школьников и преподавателей, направляющиеся на стажировку в Ecole des Roches, программы в области туризма, визиты французских педагогов в нашу страну. Конкурентов у Каминского пока нет и не предвидится. Но тем не менее Якутия предоставила ему эксклюзивное право на обучение своих детей и учителей. Видимо, поэтому в кабинете президента школы Рош развеваются два флага – французский и якутский.
“Школа будущего”
Лилия Полозова и Мира Алексеева, молодые преподавательницы Якутского государственного университета, нашли себе спонсора – республиканское Министерство внешнеэкономических связей – и приехали в школу Рош повышать свою квалификацию.
В отрыве от “живого языка” очень сложно прививать студентам любовь к иностранному наречию. Да и методики, используемые сегодня в России, честно говоря, уже давно устарели, утверждают они.
Стажировка в Ecole des Roches как раз и включала приобщение к разговорному языку современных французов, изучение политической, экономической, культурной ситуации в Пятой республике, ну и, конечно, постижение принципов преподавания французского как иностранного.
Тут в школе Рош имеется богатый “выбор для подражания”. Работая по одной интенсивной методике, преподаватели Франсуа, Флоран, Катрин и многие другие “украшают” ее личными педагогическими приемами, импровизируют. Их урок не похож на обычный, скорее – это спектакль, где, переходя с одного языка на другой, они заставляют учеников “примерять” на себе “французские одежды”, а значит, и говорить.
Лилия и Мира – не первые гости из Якутии в Ecole des Roches. “Якутское” соглашение, в отличие от многих формальных протоколов о намерениях, часто заключаемых с иностранцами, действует. Причем и здесь Каминский проявляет творчество, не следует принципу “ты мне – я тебе”. Что двигало им, когда он продлевал командировку Лилии и Мире за свой счет или бесплатно снабжал другие группы методической литературой сверх предусмотренных в договоре обязательств?
Это-то, видимо, и подкупает многих. Даже министра образования России Евгения Ткаченко, недавно гостившего в Ecole des Roches (как об’яснил Каминский, по французским меркам это сенсация – тамошний министр в школах не бывает никогда!). Евгений Викторович подробно ознакомился с учебным процессом и в своем отзыве назвал школу Рош “школой будущего”.
Зачастили сюда и журналисты. Так, известный телекомментатор Дмитрий Дибров сделал целый фильм об Ecole des Roches. “Красивое кино, – улыбается Каминский, – но ничего общего с моей школой не имеет”. Как говорят, Дибров уделял больше внимания не учебному процессу, а с’емкам красивых ландшафтов, комических ситуаций, а также симпатичных девушек, преимущественно из Италии. Ну что ж, у каждого может быть свой взгляд на вещи и… людей.
А вот что думают наши соотечественники – ребята из стран СНГ, которые сегодня учатся в школе Рош (“русская община”, кстати, насчитывает свыше 10 человек).
Ирина А., Донецк:
– Меня сюда определил папа – хочет, чтобы я стала переводчицей, помогала в его бизнесе. Здесь, конечно, есть все условия – мы же изучаем не только французский, но и английский, а дополнительно при желании можно выбрать еще несколько языков.
Очень скучаю по дому, по друзьям, но здесь интересно. Можно заниматься в театре, артисты приезжают. А еще забавно наблюдать, как по-разному протекает переходный возраст у моих одноклассников, собравшихся здесь со всего мира.
Татьяна А., Сургут:
– Когда я приехала, по французскому были нулевые знания, говорить боялась. Вокруг все новое, неизвестное. Попросила, чтобы меня поселили вместе с подругой. “Нет, говорят, вы тогда по-русски разговаривать будете. Можно только по-французски”. Так что хочешь не хочешь, пришлось выкарабкиваться. Когда с тобой живут рядом девушки из Германии, Португалии, африканских стран, французский невольно становится “языком межнационального общения”.
Бессмертный принцип “спасение утопающих – дело рук самих утопающих” в школе Рош чрезвычайно популярен. Например, для подростков практикуется такая образовательная задача: группу отвозят в Верной-на-Авре, делят на несколько команд, цель которых – самостоятельно с помощью карты (на французском языке!) дойти до центральной площади. Затем строгий экзамен: “Что вы видели на экскурсии? Как называются улицы?” Таким образом детей погружают в языковую среду, заставляют действовать осмысленно, а не заучивать отдельные фразы. Через небольшой срок они раскрепощаются и начинают говорить, понимать французскую речь. Тут в школе Рош им в помощь и лингафонный кабинет, и видеотека учебных фильмов, и записи на аудиокассетах, и обширная библиотека.
“Лингвистическая война”
Несмотря на повсеместное триумфальное шествие английского языка, интерес к французскому растет. А значит, интерес и к учебе в Ecole des Roches. Все это дает Каминскому надежды на восстановление былой “империи французского языка” и в России. В его знаменитом выступлении “Английский – это средство, французский – это язык”, где он обвинил британских и американских коллег в развязывании “лингвистической войны”, многие услышали даже провокационные нотки. Но россиянам, наверное, следует внять другому. Той убежденности, с которой защищает он свой язык, а значит, и культуру, и экономику, и политику. Мы-то постепенно вместе с державным величием утратили былое языковое влияние, закрыты центры по распространению русского языка за рубежом, интерес к нему снижается.
Чем обернется нам эта непростительная невнимательность? Прибавьте сюда общий уровень языкового образования в школе, к тому же обескровленной тысячами учителей, подавшихся в переводчики.
Безусловно, не каждому сейчас по карману отправить детей на учебу в школу Рош, это становится достоянием богатых. Но ведь именно в подобных учебных заведениях формируются будущие лидеры мира, завязываются дружеские связи, которые затем перерастут в партнерство, сотрудничество, обернутся реальной выгодой любой стране…
Тут есть над чем поразмышлять и бизнесменам, и руководителям администраций, озабоченных поиском иностранных инвестиций или ищущих выхода на мировые рынки. Лучших послов, чем дети, не найти. Так что вкладывайте деньги в будущее!
…А Каминский всегда рад видеть у себя и вас, и ваших учеников. Может быть, даже повезет принять участие в бале, идея которого появилась у президента Ecole des Roches совсем недавно. В прекрасном здании в центре Парижа, принадлежащем одному графу – выпускнику Рош, возможно, соберутся бывшие и нынешние ученики школы. И будет праздник. Как-никак Ecole des Roches скоро стукнет сто лет.
Сергей САФРОНОВ
Комментарии