search
main
0

Две фермы и шестьсот коров. Финансовые неурядицы – не повод опускать руки

Если бы надо было изложить сто фактов об Орловской области, то в их число попало бы не только то, что орловские рысаки не имеют к ней никакого отношения, а еще и то, что на ее территории существует профессиональный лицей №22. Если бы надо было изложить сто фактов о профессиональном лицее №22, то в их число попало бы не только то, что его студенты получают прекрасное образование по сельскохозяйственному профилю, способны сразу по окончании учебы работать на земле и при этом востребованы среди вузов и работодателей; не только то, что лицеисты занимают первые места на областных конкурсах профессионального мастерства. Обязательно стоило бы сказать, что выпускники лицея иногда успешно поступают даже в Орловский институт культуры. Потому что тут учат и работать, и отдыхать.

Вообще это была усадьба барона фон Сакена. Однако за давностью лет от нее сохранились только каретный двор и конюшня, – рассказывает директор лицея Геннадий Анисимов. – Больше никакой памяти барон не оставил, разве что только липовые парки и каскадные пруды. К нам тут правнук его приезжал. Мы походили по окрестностям и пришли к выводу, что если бы барон сегодня воскрес, то немедленно умер».

Профессиональный лицей №22 – одно из старейших образовательных учреждений Орловской области. За свою историю учреждение успело побывать и школой механизации сельского хозяйства, и одноименным училищем. В 1963 году здесь располагалось сельское профессионально-техническое училище №18. С нынешним названием «Профессиональный лицей №22» существует с 1997 года. На базе лицея готовятся специалисты самого разного профиля, но все профессии неизменно связаны с землей и сельским хозяйством.

На балансе учреждения находятся учебные и жилые корпуса и 1200 гектаров земли для производственного обучения: пашня, парники и так далее. За 55 лет истории лицей пережил не только трансформации в названии, но и в управлении. Тяжелее всего, конечно, было выживать в девяностые годы. «Вот у нас было две фермы и шестьсот голов крупного рогатого скота, когда начались экономические проблемы, стало ясно, что держать их просто стало нерентабельно – молоко сдавали по три-четыре рубля, а в магазине оно уже стоило восемь, – говорит директор лицея. – В результате пришлось сдавать коров за три вагона удобрений. Удобрили поля, получили отличный урожай. Время сдавать зерно, и тут обвал цен – отдавали зерно по полтора рубля».

Проблема состоит еще и в том, что лицей находится на балансе областного бюджета. Когда «раздавали» федеральные и местные статусы, то выяснилось, что в профлицее №22 учатся выходцы лишь из Орловской области. «Конечно, мы живем значительно беднее федерального учреждения, – говорит Геннадий Анисимов. – У нас вот по соседству находится федерального уровня учреждение, так что сравнивать мы можем. Я, например, даже представить себе не могу, как можно отремонтировать спортзал на 2,5 миллиона».

Профессиональный лицей №22 – это прежде всего учебное учреждение, и земли на балансе лицея – учебные, а не фермерские, которые, как ни парадоксально, перед учебными имеют гораздо большие преимущества. Так, например, фермам государство в лице Минсельхозразвития частично возмещает ущерб, нанесенный в результате стихийного бедствия. Сельскохозяйственным лицеям, находящимся в ведении Минобрнауки, – нет. «Получается забавная ситуация: нас наравне с фермами ругают за низкий урожай или надои, приезжает с инспекциями Сельхознадзор. Но при этом нашу сельскохозяйственную деятельность никак не дотируют в отличие от ферм», – усмехается заместитель директора по учебно-методической работе Ольга Анисимова. Когда лицей, по выражению Ольги Анисимовой, пытался выживать, была открыта даже мини-пекарня. Во время проблемных лет лицеисты ели хлеб, приготовленный своими собственными руками.

Так что перед лицеистами и преподавателями стоят не просто вопросы обучения, а скорее даже вопросы выживания обучения. Прежде всего не хватает современной сельскохозяйственной техники. «К нам приходят работодатели и требуют специалистов определенной квалификации, а мы иногда даже не можем эти требования выполнить, потому что техника устаревает. Вот у меня есть мечта: купить трактор», – говорит директор лицея. Дело в том, что современные фермерские хозяйства сегодня работают преимущественно на зарубежной, немецкой, технике. Ни один работодатель, какую бы благую цель он ни преследовал, не даст для подготовки специалиста новый комбайн, потому что он за час зарабатывает тысячу рублей, а преподавателям лицея нужно, как минимум, шесть часов на обучение ребят простейшим навыкам.

Каждое учреждение выживает как может. Лицей, например, открывает новые специальности: поварское отделение, финансы сельскохозяйственного профиля и совсем экзотичная хозяйка усадьбы. «Название, конечно, не очень, – улыбается Ольга Анисимова. – Вообще «хозяйка» занимается у нас садоводством, плодоводством, бухгалтерским и поварским делом. Так что у нас завершенный цикл подготовки сельскохозяйственных специалистов».

При этом стоит отметить, что руководство лицея на свои финансовые неурядицы не жалуется. Преподаватели продолжают работать, несмотря ни на что. На данный момент в учреждении проходят обучение 620 ребят из Орловской области. Преобладающее большинство – не городские жители, живущие во время обучение в общежитии. Некоторые ребята идут учиться в лицей, чтобы вслед за родителями работать на земле. Последние уже знакомы с техникой и хорошо мотивированы. Впрочем, по словам замдиректора по учебно-методической работе, «контингент всегда заинтересован в учебе и работе», и на биржу труда после обучения попадают единицы. «В области достаточно сильно развито сельское хозяйство, и рабочие нужны, – говорит она. – Что бы ни случилось, специалисты все равно нужны. Все равно хлеб должен кто-то сеять и убирать. Тем более что не всякий специалист с высшим аграрным образованием сядет за трактор».

«Из этого кабинета выходит основная масса наших механизаторов: водители всех категорий, трактористы, комбайнеры, – рассказывает преподаватель высшей категории Василий Гончар. – Хотите, трактор включу?» Гулкий кабинет заполнен действующими макетами сельскохозяйственных механизмов, стопками учебных книг, магнитными и не очень досками, размеченными под объяснение правил дорожного движения, и цветочными джунглями. Впрочем, основную часть помещения занимают все же учебные парты. «Я фанат своей профессии и могу работать без перерыва по 15-20 часов, – говорит Василий Гончар. – Меня как-то пригласили в одну агрофирму читать курс по механизации. Я в восемь утра начал, в три часа дня закончил. Читал курс без единого перекура, да меня об этом слушатели даже и не просили». Если в школе или вузе преподаватель имеет какую-то определенную узкую специализацию, например русский язык или зарубежная литература, то Василию Гончару присвоить какое-то определенное академическое звание проблематично. Он обучает и обращению с тракторами, комбайнами, автомобилями, и безопасности дорожного движения. По свидетельству директора лицея, студенты Василия Николаевича боятся, правда, из уважения.

В последнее время выпускники аграрного университета приходят в лицей для получения, например, прав тракториста. Для таких специалистов существует вечерняя смена, на которой уже учатся порядка четырехсот человек. Университеты с большим удовольствием берут наших выпускников для продолжения обучения, – говорит Геннадий Анисимов. – Подготовленного человека интереснее учить». По словам директора, высшая школа не имеет возможности держать в штате производственных специалистов, а преподаватели лицея никогда не смогут прочесть студентам полноценную университетскую лекцию, так что взаимовыгодное взаимодействие налицо.

А еще в этом году профессиональный лицей №22 участвует в разработке федеральных государственных образовательных стандартов РФ, которые вступят в силу в сентябре 2009 года. На хрупкие плечи преподавателей высшей категории Министерством образования и науки возложена разработка программ и всей нормативно-правовой базы по двум профессиям – «тракторист-машинист» и «мастер сельскохозяйственного производства». «Мы сотрудничаем с работодателями, узнаем, какие специалисты им нужны, – рассказывает Ольга Анисимова. – Работа интересная и ответственная, и министерство пока что не жаловалось».

Орловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте