В Казани прошел финал Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»-2021. Главным испытанием для участников по традиции стали открытые занятия с детьми. Каждый провел 30‑минутный урок в незнакомой аудитории под пристальным наблюдением камер и жюри. А девять лауреатов решали задачи на применение образовательных и педагогических технологий и стали участниками профессиональной дискуссии по актуальным вопросам, связанным со сферой дополнительного образования.
Абсолютным победителем конкурса стал педагог из Красноярска Кирилл Пахмутов. 22‑летний парень покорил не только членов жюри, но и своих коллег – большинством голосов они отдали ему специальный приз «Признание профессионального сообщества». За двойную победу молодой педагог награжден премией от Общероссийского Профсоюза образования.
Влюбленные в профессию
Столица Татарстана гостеприимно принимала участников и гостей конкурса пять дней, с 15 по 19 ноября. Это право город завоевал в прошлом году благодаря педагогу Центра внешкольной работы Авиастроительного района Казани Анне Григорьевой. Тогда Анна поразила всех планетарным подходом к своему любимому делу, мастерски продемонстрировав, как нужно открывать детям тайны космоса. Теперь победительница конкурса «Сердце отдаю детям»-2020 была в команде жюри и переживала за каждого из 85 финалистов, приехавших бороться за звание лучшего педагога к ней на родину.
В этом году конкурс, придуманный Министерством просвещения РФ и Общероссийским Профсоюзом образования, проходил в семнадцатый раз. По традиции главным испытанием для участников стали открытые занятия. Каждый провел 30‑минутный урок в незнакомой аудитории под пристальным наблюдением камер и жюри. Педагоги признаются, что это самый трудный этап соревнования, ведь подготовка к нему длится не один месяц. К тому же участники ведут уроки для детей, с которыми совсем не знакомы.
Впрочем, открытые занятия по всем направлениям прошли на «отлично». От разнообразия дух захватывало. Вот мастер-класс от Юлии Блужиной из Иркутска по созданию циркового номера. А вот урок дизайна Анны Жильцовой из Санкт-Петербурга. Педагог из Перми Валентина Щербакова научила ребят старинным народным играм, Алексей Вдовин из Ярославля показал приемы дзюдо, а Евгений Лободенко из города Сердобска Пензенской области сыграл вместе с подростками на барабанной установке.
Члены жюри отметили, что уровень мастерства педагогов дополнительного образования растет с каждым годом, поэтому оценивать участников становится все труднее.
– На конкурсе мы увидели не просто профессионалов, а людей, влюбленных в свою профессию, которые служат детям, – говорит заместитель директора Центра информационно-аналитического и проектного сопровождения национальных проектов Академии Минпросвещения России Лариса Сулима. – И главное – это очень инициативные педагоги. Когда на стратегической сессии мы рассуждали, как сделать допобразование доступным для детей из отдаленных уголков страны, конкурсанты предложили создать мобильные педагогические бригады и были готовы сами поехать в Магадан, на Чукотку, в Якутию. Кто знает, может, эта инициатива, родившаяся на конкурсе, выльется в новый национальный проект.
Случайности не случайны
И все же девятка лучших была названа. Победителями в номинациях стали Оксана Мантрова (Тамбовская область), Ольга Трунина (Московская область), Мария Лелека (Санкт-Петербург), Зинаида Федорова (Республика Башкортостан), Кирилл Пахмутов (Красноярский край), Александр Тихонов (Тюменская область), Алиса Тарутина (Белгородская область), Максим Утямышев (Челябинская область) и Виктория Шляпникова (Оренбургская область).
Абсолютным победителем признан педагог дополнительного образования Центра творческого развития и гуманитарного образования города Красноярска Кирилл Пахмутов. Любопытно, что Кирилл случайно попал в финал всероссийского конкурса, заменив в номинации педагога, отказавшегося от участия.
– Случайности не случайны, – заметил с улыбкой победитель во время награждения.
Судьбоносными случайностями пронизана вся биография молодого педагога. В детстве Кирилл мечтал работать на заводе, делать ракеты. Даже окончил аэрокосмический колледж при Сибирском госуниверситете науки и технологий. Однако, став технологом машиностроения, попал не на завод, а в учреждение дополнительного образования, где и нашел свое призвание.
– Я считаю, что педагог дополнительного образования – это в первую очередь значимый для ребенка взрослый, который возьмет его за руку и откроет этот мир, – говорит Кирилл. – В детстве я тоже посещал огромное количество кружков: от программирования до вышивания крестиком, но значимыми взрослыми для меня стали только два педагога.
Сегодня Кирилл Пахмутов создал собственную программу для детей под названием «Школа тайн и открытий». На занятиях ребята с помощью наставника ищут ответы на свои вопросы. Например, почему вымерли динозавры? Как устроить настоящий дождь в маленькой баночке? Почему небо голубое, а трава зеленая?
В Красноярске открыто уже 5 филиалов, реализующих авторскую программу Кирилла Пахмутова, по ней обучаются около 500 ребят. Молодой педагог утверждает, что секрет успеха в особом подходе к детям нового поколения, так называемым зумерам. Он и себя причисляет к нему – поколению людей, «родившихся со смартфоном в руках».
– Если в прошлом веке учитель воспринимался как единственный источник достоверной информации, то сейчас у педагогов появился серьезный конкурент в виде Интернета, – поясняет Кирилл. – Но педагог не должен конкурировать со Всемирной паутиной, он должен научить детей правильно ею пользоваться, сохранив природный интерес ребенка к изучению мира.
По словам Кирилла Пахмутова, современные подростки совсем другие. Это поколение детей, которые уже родились взрослыми. Они не хотят казаться лучше, чем есть на самом деле, не стесняются говорить о своих проблемах и трудностях. Педагог должен быть в первую очередь партнером, который примет их эмоции, ощущения, проговорит и поможет найти решение в сложной ситуации.
– На своих занятиях я не только уделяю внимание предметным знаниям, но и нахожу возможность поговорить с детьми на личные темы, – делится Кирилл. – Еще рекомендую освоить язык подростков. Не для того, чтобы на нем разговаривать, но хотя бы понимать, о чем речь.
Финальный разговор
Любой конкурс педагогического мастерства – это не только возможность представить свой опыт, приобрести новые знания, умения, но и площадка, где можно выразить свою позицию по актуальным вопросам профессиональной сферы. У суперфиналистов такая возможность была во время завершающего конкурсного испытания «Педагогическая риторика».
Говорили о том, как оставаться педагогом, которого любят, к которому с удовольствием идут на занятия. Рассуждали о том, как решить кадровую проблему, ведь на педагога дополнительного образования сегодня нигде не учат. Участники рассказали, что и сами попали в центры допобразования еще в детстве, а получив профессию, вернулись в родные объединения преподавать.
В ходе беседы рождались конкретные предложения. Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ Наталия Наумова отметила, что для студентов педагогических вузов, увлекающихся творчеством или спортом, стоит организовать практику не только в школах, но и в центрах дополнительного образования детей.
Она также обратилась к директорам школ с призывом открыть общеобразовательные организации для педагогов дополнительного образования.
– Система дополнительного образования – это неотъемлемое условие устойчивого развития личности ребенка, здесь он может быть счастливым, – поясняет Наталия Александровна. – Родители не всегда могут отправить ребенка в секцию или кружок на другой конец города. Откройте двери школы и создайте условия, чтобы педагоги дополнительного образования сами пришли к вам.
Затронули и проблему низкой оплаты труда. Хотя сами конкурсанты интеллигентно заявляли, что «педагог дополнительного образования – это не про деньги», заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова заметила:
– Мне кажется, вы немножко лукавите. Педагог достойно должен быть награжден за свою работу. А как же без этого?! Ведь вы все ответственны за свои семьи, за своих детей, родителей. Мы очень надеемся, что материальное благополучие работников дополнительного образования будет улучшаться, как и у всех педагогов нашей страны.
Елена ГАЛЯВЕТДИНОВА. Фото пресс-службы Министерства образования и науки Республики Татарстан, Казань
Комментарии