В докладе «Начальные школы: взгляд изнутри» опубликованы уникальные данные, собранные Статистическим институтом ЮНЕСКО в 11 странах Латинской Америки, Азии и Северной Африки. В качестве участников Всемирной программы показателей в области образования (ВППО) эти страны оказали содействие в подготовке и проведении исследования, направленного на изучение факторов, обусловливающих равенство возможностей и качество начального образования.
Учителя четвертых классов и директора более 7600 школ ответили на подробные вопросники, затрагивавшие такие проблемы, как организация учебной работы; условия, в которых она ведется; методика преподавания; поддержка, оказываемая учителям и директорам школ.
Увы, результаты оказались неутешительными. «Согласно полученным данным, в школах не хватает самого элементарного – водопровода и электричества, то есть того, что считается само собой разумеющимся в развитых странах, – заявляет директор института Хендрик ван дер Пол. – Кроме того, данные красноречиво свидетельствуют о том, что социальное неравенство сказывается на возможностях ребенка приобретать знания. И в этом отношении ни одна страна, будь она богатой или бедной, не может считаться защищенной».
Авторы доклада пришли к выводу о наличии глубокого дисбаланса в объемах средств, выделяемых на городские и сельские школы. Например, в Индии только 27% школ на селе оснащены электричеством, в то время как в малых и крупных городах – 76%. Только половина сельских школ оборудована туалетами для девочек и менее 4% располагают телефоном. В Перу менее половины школ в сельской местности оснащены электричеством и имеют библиотеки. В городах же почти все школы снабжаются электричеством, в 74% из них есть библиотеки.
В целом результаты обследования показывают, что сельские школы остро нуждаются в ремонте. Например, в Перу и на Филиппинах около 70% учеников занимаются в школах, требующих либо капитального ремонта, либо новых помещений. Половина сельских школьников Бразилии учатся в обветшалых классах. В городах же этот показатель не превышает 30%.
«Крайнее беспокойство вызывает тот факт, что объем выделяемых на школьников ассигнований зависит от места их проживания, – говорит Янхонг Занг, один из соавторов доклада. – Обследование показывает, что сельские школьники по большей части относятся к малообеспеченным слоям населения. Таким образом, эти дети дважды оказываются в невыгодном положении: необеспеченность школ сопрягается с бедностью их семей».
В ходе обследования учителям и директорам школ было предложено оценить положение учащихся на основе ряда факторов – от уровня доходов и образования их родителей до количества пропущенных детьми школьных обедов. На основе полученной информации был разработан индекс, с помощью которого проанализированы причинно-следственные связи между социально-экономическим положением и условиями, в которых проходит обучение детей. Один из важнейших факторов, влияющих на учебную среду, – заинтересованность учителей и учеников. По мнению авторов доклада, в ответах педагогов и директоров школ, работающих с социально уязвимыми детьми, прослеживается тенденция к заниженной оценке уровня мотивации учеников, а также к завышенной оценке серьезности проблемы их поведения. Особенно характерны в этом отношении ответы, полученные из латиноамериканских стран. Такая же картина складывается при сравнении частных и государственных школ.
Выводы педагогов субъективны, в силу чего к ним следует относиться с осторожностью. Действительно ли дети из малообеспеченных семей менее мотивированы в учебе? Не сказываются ли условия работы учителей на их оценке учеников? По мнению авторов доклада, отрицательное восприятие обстановки может привести к безвыходному положению: ожидания, возложенные учителями, родителями и учениками на учебный процесс, низки, а следовательно, низки и полученные результаты.
Обследование ВППО, проведенное в начальных школах, пролило свет на то, каким образом этот цикл заниженных ожиданий может воздействовать на характер среды преподавания и обучения. Оно содержит подробную информацию по ряду проблем – от мер, направленных на реализацию потенциала всех учащихся, до участия родителей в школьной жизни своих детей.
Собранные данные показывают, что условия работы в школах осложняются там, где основную массу учеников составляют дети, относящиеся к социально уязвимым категориям населения. В целом в этих школах учителя выражают неудовлетворенность оплатой их труда, поддержкой со стороны родителей, переполненностью классов и нехваткой учебных пособий.
При исследовании использовался также специальный вопросник, предназначенный для выявления возможностей, предоставленных ученикам, в получении знаний через чтение. Как выяснилось, в большинстве стран педагоги, работающие с мотивированными и обеспеченными учениками, склонны использовать интересные учебные материалы и методы обучения. А учителя, работающие с детьми из малообеспеченных семей, зачастую базируют свой стиль преподавания на таком методе, как заучивание наизусть.
Авторы доклада подчеркивают, что школы, в которых обучаются дети неблагополучных районов, остро нуждаются в дополнительных средствах. Однако только ремонт школьных помещений или создание библиотек не обеспечат всем детям возможности для реализации своего потенциала. Необходима четкая политика, направленная на улучшение учебной среды для детей и условий работы для учителей и директоров школ. Неравенство – это сложный набор проблем, определяющих характер общества в целом. Однако при наличии должной поддержки школы могут расширить возможности своих учеников.
С полным текстом доклада на английском языке можно ознакомиться на сайте Статистического института ЮНЕСКО http://www.uis.unesco.org/publications/weisps.
Статфакт
В Парагвае, Шри-Ланке и на Филиппинах один ученик из пяти обучается в школе без водопровода.
В мире нет стран, где все школы имели бы библиотеку. В Индии, Парагвае, Перу, Шри-Ланке, Тунисе и на Филиппинах меньше половины детей учатся в школах с телефоном.
Чуть более половины учеников в тех странах, которые участвовали в обследовании, посещают школы, располагающие компьютером для административных нужд. Впечатляет число школ в Чили, оборудованных компьютерами. Ими пользуются ученики, обеспечивается подключение к сети «Интернет».
В Тунисе родители третьей части всех учеников должны платить за учебники. В Аргентине такая ситуация распространяется на 24% детей, в Индии – на 10%. Шри-Ланка оказалась единственной страной, где почти все ученики обеспечиваются учебниками бесплатно.
В Аргентине, Бразилии, Малайзии, Тунисе и Уругвае две трети детей и более учатся в школах, где 70% учителей проработали по крайней мере в течение пяти последних лет. Это указывает на наличие проблемы со стабильностью преподавательских кадров.
754 – это среднегодовое количество учебных часов в Уругвае. В Чили, Индии, Малайзии и на Филиппинах оно превышает 1000. Значительной неравномерностью отличались Чили, Индия и Филиппины, где различия в общем числе посещаемых учениками занятий достигли 440 и более часов.
Согласно исследованию, рядовой учитель четвертого класса занят в одной школе 23 часа в неделю. Общая учебная нагрузка учителя четвертого класса, работающего только в одной школе, колеблется в пределах от 14 часов в неделю в Малайзии до 31 часа – в Чили и на Филиппинах.
Большинство учителей, принявших участие в исследовании, выразили низкий уровень удовлетворенности своей зарплатой. Только в Индии и Шри-Ланке учителя и более половины учеников полагают, что их профессиональный статус выше, чем у представителей других профессий с аналогичным уровнем образования.
Комментарии