По данным Минобрнауки РФ, в 2009 году недобор в технические вузы составил три тысячи абитуриентов. Что является причиной низкой мотивации выпускников на технические специальности и можно ли изменить ситуацию? Об этом разговор с ректором Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, председателем Совета по координации приема в вузы Санкт-Петербурга Анатолием ОВОДЕНКО.
– Анатолий Аркадьевич, давайте обратимся к цифрам. Сколько выпускников петербургских школ решились сдавать дисциплины, профильные для технических вузов?
– В прошлом году число зарегистрировавшихся сдавать ЕГЭ по физике – чуть более 9 тысяч человек, то есть около 30 процентов от всех выпускников школ. Предполагаемые цифры текущего года – из порядка 28 тысяч выпускников на физику зарегистрировались чуть более 7 тысяч человек (26 процентов от общего числа выпускников), на информатику – почти 4 тысячи человек. Если говорить о количестве бюджетных мест на технические специальности в прошлом году, то их было около 12-13 тысяч. Кроме того, в будущем прием на технические специальности будет существенно увеличен за счет уменьшения приема на педагогические специальности, сокращения от 40 до 60 процентов приема на бюджетные места на экономические и юридические специальности.
Впервые в прошлом году цифра иногородних студентов, поступающих в петербургские вузы, превысила 50 процентов. Это одна из положительных особенностей ЕГЭ.
– Есть ли данные об итогах первой сессии среди тех ребят, которые поступили в вуз по результатам ЕГЭ? Можете ли вы оценить их уровень подготовки?
– По итогам первой сессии есть сведения относительно каждого вуза. Но это большой список. На примере своего университета могу сказать, что 1498 человек у нас зачислены по ЕГЭ и у 152 человек из них задолженность по первой сессии. Но для первой сессии это процесс естественный. Нужно говорить о другой проблеме: качестве обучения предмету. Хотим мы этого или нет, но ЕГЭ негативно сказывается на характере подготовки в школе. В некоторых школах система образования перешла к натаскиванию на тесты.
Еще одна проблема мне видится в том, что вузы в последнее время отстранены от соучастия в учебном процессе, особенно по тем предметам, что для нас важны: физика, математика, информатика. Мы были заинтересованы в выборе своего абитуриента. Кто сегодня проверяет тесты? Те же самые учителя, экспертов из вузов очень мало. Это неправильно. Зачем нам получать недоброкачественный продукт на первом курсе, когда можно помочь учить физике, математике, информатике в 10-11-х классах. Отстранять вузы от школьного образования нельзя, мы потребители и заказчики у школы.
– Чем вы объясняете низкую мотивацию ребят на сдачу ЕГЭ по физике?
– Наверное, тем, что физика более серьезный предмет, чем математика. «Нелюбовь» к физике объясняется и качеством обучения. Я совершенно серьезно говорю о том, что есть примеры, когда выпускники наших петербургских школ не знают таблицы умножения. Когда я говорю о низком качестве знания физики, я имею в виду знание предмета. Что такое вузовский курс физики? Это та же физика, что вы учили, но с интегралом. Если есть понимание физического закона, ты его в вузе потом облекаешь в другой математический облик. Ничего другого нет, разделы те же. Если ты понял это в школе, то потом на более высоком уровне изучаешь то же самое в расширенном виде. Но если ты не понял, то бесполезно интегралы налагать на то, что ты не понимаешь.
Именно поэтому мы заинтересованы в том, чтобы дети как можно раньше встречались с нами. Каждый вуз имеет мощную кафедру физики и 20-30 профессоров, доцентов, молодых преподавателей, и они готовы и способны преподавать физику в профильной школе. Однако на сегодня нет никакого стимулирующего момента, который бы заставил вузовского преподавателя прийти в эту школу. Либо я ему должен заплатить, либо этот процесс должен быть стимулирован.
Вуз должен прийти в школу и в качестве эксперта по ЕГЭ, потому что сам предмет не должен выхолащиваться. Нужно готовить выпускника не к тому, чтобы уметь поставить птичку, где «да» и «нет», а к тому, что экзамен – это венец того, чему тебя учили. И один из плюсов ЕГЭ в этом плане в том, что он вскрыл проблему, показал абсолютно неравномерное качество обучения.
Санкт-Петербург
Комментарии