Духовой оркестр, синяя ковровая дорожка на ступенях кинотеатра «Пушкинский», нескончаемые кордоны «железобетонных» охранников, «Серебряные» и «Золотой» Георгии – статуэтки-призы, одна за другой выхватываемые прожектором из темноты сцены, – у Московского международного кинофестиваля свои отрепетированные за годы традиции. И двадцать восьмой по счету старт их не отменяет, а лишь упрочивает. Помимо внешних ритуалов неукоснительно соблюдаются и «содержательные» обязательства: больше кинопрограмм хороших и разных, но главное – новых. «Национальные хиты», «Гала-премьеры», «Азиатский экстрим», «Вокруг света», «Новое российское кино», программа документальных фильмов «Свободная мысль» – на каждую ретроспективу обязательно найдется свой зритель. «Когда-то ММКФ были свойственны эффектные открытие и закрытие, а между ними – что бог пошлет. А теперь у нас еще и очень сильная программа», – словам президента фестиваля Никиты Михалкова хочется верить.
Московский кинофестиваль по праву считается одним из главных событий международного киногода. Наравне с Каннами, Берлином и Венецией. Это фестиваль класса «А»: в конкурсе тут могут участвовать только абсолютные премьеры, не «засвеченные» до этого на других форумах и еще не вышедшие в широкий прокат. Нынешним летом на Гран-при – «Золотого Георгия» – претендуют 17 фильмов. Среди экзотичных мексиканцев, японцев и филиппинцев, классических немцев, французов, поляков и итальянцев всего одна русская работа – «Червь» Алексея Мурадова. История молодого полковника, готового променять свои новенькие погоны на судьбу бродяги и скитальца. В Большом жюри Россия тоже представлена всего одним «креслом»: международной ответственности не убоялся режиссер Алексей Учитель, чей «Космос как предчувствие» в прошлом году и завоевал Гран-при. Кстати, о жюри и об ответственности: мирное течение фестивальной истории в этом году было омрачено небывалым доселе скандалом. За две недели до торжественной церемонии открытия режиссер Михаэль Ханеке, согласившийся до этого на роль председателя Большого жюри, внезапно прислал в оргкомитет ММКФ невразумительную коротенькую записку с отказом от участия в работе судей. «Мне предложили снимать фильм про американские события 11 сентября, – объяснил несостоявшийся председатель. – Я давно жду начала этого проекта, как вы понимаете, это для меня важнее». На этом все: ни тебе сожалений, ни извинений, ни хотя бы вежливого раскаяния… И это при том, что все остальные судьи приглашались в Москву исключительно с учетом рекомендаций Ханеке. Более того, дирекция Московского фестиваля по настоянию режиссера закупила и подготовила к российскому показу полную ретроспективу его фильмов. Затея сама по себе не из дешевых. Конечно, замену дезертировавшему Ханеке нашли: в последний момент примерить на себя традиционную цепь председателя жюри согласился польский режиссер Анджей Жулавский. Однако неприятный осадок, как ни крути, все равно остался. А самого Ханеке нынче величают исключительно «человеком, чье имя нельзя называть». Ну прямо как злого волшебника Волан де Морта из сказки про Гарри Поттера…
Впрочем, с «человеком, чье имя нельзя называть» или без него, но фестиваль должен был стартовать и стартовал. Фильмом открытия выбрали китайскую «Клятву» – эпическое полотно, где герои не ходят, а исключительно летают, – режиссера Чен Кайге. Мастер прилетел в Москву не только представить русскому зрителю свой новый фильм, но и получить приз за вклад в мировой кинематограф. Ну и на Красную площадь посмотреть, конечно же…
Второй почетный приз фестиваля – «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского» – будет вручен на закрытии Жерару Депардье. Но легендарный француз может, между прочим, претендовать еще и на награду за исполнение лучшей мужской роли: не зря же он сыграл одну из главных «партий» в конкурсной картине Бернара Блие «Сколько ты стоишь?». Благодаря ли бонвивану Депардье или его роскошной партнерше Монике Белуччи, либо оттого, что сам Блие – фигура во французском кинематографе далеко не последняя, но в первые дни фестиваля «Сколько ты стоишь?» собрал, пожалуй, больше всего публики. Сюжет в меру пикантный и интригующий: в ночном баре герой покупает женщину, а через полтора часа экранного времени она отдает ему и свою любовь. При этом абсолютно безвозмездно, то есть даром… На венчавшей показ фильма пресс-конференции Блие признался, что всегда снимал кино не «за», а «против». По его мнению, корректность и творчество – вещи несовместимые, истинная задача художника – шокировать, будоражить, заставлять краснеть. И вообще, настоящий творец должен быть максимально неудобным.
Мария ШУКШИНА с семейной парой – Алексеем ГУСЬКОВЫМ и Лидией ВЕЛЕЖЕВОЙ
Анджей ЖУЛАВСКИЙ и Джули КРИСТИ на звездной дорожке
Комментарии