search
main
0

Двадцать минут на единицу хранения. Автоматизированные информационные системы

В настоящее время информатизация образования, развернутая в соответствии с федеральными целевыми программами «Электронная Россия» и «Развитие единой образовательной информационной среды» влечет за собой переход работы школьной библиотеки на более высокий уровень предоставления информационных услуг, их оперативность, доступность. Поэтому не случайно так много говорят и спорят на эти темы не только разработчики АИБС (автоматизированных информационных библиотечных систем), но и сами библиотекари.

Я школьный библиотекарь с 15-летним стажем работы. И начать хочется с истории. Еще лет 10 назад школьные библиотеки были активно вовлечены в первый этап автоматизации школьных библиотек, который завершался внедрением АИБС «Библиотека» версии DOS. Многие школы с большим энтузиазмом погрузились в эту работу, самые активные из них сумели внести свой фонд (от 5 до 15 тысяч единиц хранения) в эту программу. Надо отметить, что этот первый этап автоматизации сопровождался одновременной поставкой компьютера в школьную библиотеку, что значительно облегчало весь процесс. И вот по прошествии некоторого времени, когда программа эта заработала, стали возникать проблемы, на которых не хотелось бы останавливаться вновь. Оказалось, что, потратив огромное количество рабочего, а чаще всего личного времени для обработки и внесения данных в каталог, замечательная цель, к которой так стремились, стала неосуществимой. Во-первых, требуются значительные временные затраты на внесение данных в каталог (20 минут на одну единицу хранения). Во-вторых, не все автоматизированные рабочие места (АРМы) используются в работе школьной библиотеки. В-третьих, требуется отдельное обучение пользователей работе с АИБС.

А самое главное, все это оказалось не облегчением труда библиотекаря, а усложнением. Более всего было обидно, когда огромный труд оказался и вовсе напрасным в связи с переходом на новую операционную систему Windows.

Поэтому мы очень настороженно относимся к автоматизации и выбору программных ресурсов для установки в школьной библиотеке. Что же касается современного состояния автоматизации, то наш регион осторожно подходит к этому вопросу, учитывая предыдущий опыт.

Сегодня совершенно очевидно, что весь процесс автоматизации должен решаться комплексно, учитывая ряд трудностей как объективного, так и субъективного характера. К числу таких трудностей можно отнести выбор программного средства. Хотя известно, что библиотечная программа MARC-SQL рекомендована в свое время Министерством образования и поставляется в регионы бесплатно. Мне довелось обучаться на курсах в ФИО, где было подготовлено 36 тьюторов из 18 регионов. Но дальнейшее продвижение АИБС затруднительно в связи с тем, что нет системы поддержки программного обеспечения, нет специалистов-программистов в школах, нет, наконец, компьютеров в школьных библиотеках. Библиотекари испытывают серьезные психологические трудности при обучении, недоверие к автоматизации как популистскому решению.

Поэтому, на мой взгляд, учитывая предыдущий опыт, опираясь на ряд объективных и субъективных трудностей в процессе автоматизации школьных библиотек, необходимо сначала выработать стратегию процесса автоматизации школьных библиотек, определив этапы развития. Прежде всего каждый библиотекарь на своем рабочем месте должен понять, как это отразится в его повседневной деятельности, какие преимущества он будет иметь. Здесь и заключается основной психологический барьер, который препятствует дальнейшей работе. Знакомя библиотекарей с различными АИБС, нужно прежде всего объяснить, что любой каталог служит для раскрытия содержания фонда, продвижения его читателю. Фонды школьных библиотек имеют очень сходный состав, что позволяет заниматься автоматизацией корпоративно. И при умелой организации процесса это не будет занимать большое количество времени. Корпоративный подход может быть использован и при раскрытии фондов, особенно для школ с углубленным изучением некоторых предметов. Когда какая-то одна школа возьмет на себя, например, фонд пособий по химии, а другая по физике и т.д.

И только тогда, когда будет снят психологический барьер и процесс автоматизации будет восприниматься как объективная необходимость, можно продолжать работу.

Говоря о комплексном подходе к решению автоматизации школьных библиотек, надо учитывать еще ряд условий, среди которых можно выделить несколько:

Тщательный отбор и изучение предлагаемых АИБС для школьных библиотек.

Организация обучения школьных библиотекарей основам работы на персональном компьютере (ПК).

Оснащение всех школьных библиотек компьютерной техникой.

Выделение штатных единиц для обеспечения работы АИБС в школьной библиотеке.

Создание методического центра по автоматизации школьных библиотек для обмена опытом и решения технологических проблем.

Только учитывая все эти факторы, можно говорить о подходе к автоматизации школьных библиотек, поскольку хотелось бы надеяться, что процесс этот не будет очередной кампанией, а действительно поможет школьной библиотеке ощутить себя одним из звеньев библиотечного сообщества.

Людмила АНДРИАНОВА, методист Информационно-библиотечного центра Академии постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте