search
main
0

Двадцать лет спустя… Юбилейный конкурс «Учитель года-2009» стартовал в Москве

Первым, кто встречал учителей года в московской гимназии №1530 «Школа Ломоносова», был, разумеется, сам Михаил Васильевич Ломоносов: в белом парике и парадном золоченом камзоле. Одетый, как сейчас говорят, по всей моде того времени. Играл оркестр, музыка подчеркивала всю торжественность этого особого дня – 24 сентября. Дня, когда открылся в столице очередной Всероссийский конкурс «Учитель года». Здесь же, в гимназии, которая носит имя великого ученого, в пятницу начались конкурсные уроки первого этапа, победители которого вошли в число тех пятнадцати участников, которым далее предстоит бороться за звание абсолютного победителя.

Дерзайте!

Удивительная вещь время. Порой кажется, что прошлое никуда не уходит, не исчезает, а просто куда-то скрывается с глаз, его не замечаешь, как нечто такое, к чему давно-давно привык. Строки Ломоносова, написанные в 1747 году по поводу дня восшествия на всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны и прозвучавшие как приветствие конкурсантам со сцены актового зала гимназии, как будто специально посвящены учителям года:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни

благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных

Платонов

И быстрых разумом

Невтонов

Российская земля рождать.

С приветственным словом к участникам первым обратился префект Восточного административного округа Москвы, на территории которого находится гимназия №1530, Николай Евтихиев:

– Нам приятно видеть представителей многих регионов России у нас в Сокольниках, старом московском районе. Я хотел бы подчеркнуть, что, несмотря на некоторые публикации в прессе, уровень образования, который дают в большинстве своем наши школы, на самом деле соответствует должному уровню. Приближается День учителя. Мы начинаем праздновать его, открывая этот конкурс лучших. В этом году в Восточном округе, а это примерно полтора миллиона человек, мы вводим в строй 14 новых детских садов. С бассейнами, физкультурными залами. За три года в округе построено 56 детских садов. Вы растите наше будущее, тех, кто придет нам на смену, и мы уверены: у нашей страны будущее есть, и оно светлое.

Успехов участникам пожелали также заместитель руководителя Департамента образования Москвы Татьяна Гусева, начальник Московского окружного управления образования Виктор Кругликов, директор гимназии №1530 Евгения Кузнецова.

– Мы желаем победы каждому. Но на самом деле вы уже победили, потому что вы лучшие. И пусть вам светит наша ломоносовская звезда. А мы постараемся сделать все, чтобы у нас вам было комфортно и уютно.

«Времен связующая нить»

Творческая мастерская учителя года России-2008 Михаила Стародубцева, его урок музыки – своего рода эстафетная палочка, которую передал он участникам нынешнего конкурса. Завтра им давать уроки, а пока на сцене опускается занавес. Михаил Леонидович поднимается по ступенькам, начинает говорить. Коллеги-журналисты, уж не знаю из какого издания, собираются уйти. Их задерживает кто-то из учителей:

– Останьтесь, посмотрите.

Но им, видимо, кажется, что будет какая-то лекция. Или что-то в этом роде. Что может быть на сцене, если опущен занавес?

– Сейчас тут все будут петь и танцевать.

Да. Это действительно повод остаться.

– А вы откуда знаете?

– Видели кусочек…

И в самом деле весь зал пел и танцевал. Можно ли сегодня услышать древнегреческую музыку? Как она звучала? Древние греки создали прекрасную архитектуру, стихосложение, литературу, но по большому счету их музыка для нас молчит, хотя сохранилось множество изображений музыкальных инструментов, трактатов о музыке.

– Возможен ли музыкальный диалог с древним греком? Как вам кажется?

Мнения разные. Но сорока пяти минут было вполне достаточно, чтобы его установить. До наших дней дошел трактат о музыке Аристида Квинтиллиана, который описал один из древних музыкальных инструментов – геликон, названный, похоже, по горе в Беотии, посвященной музам. Кроме того, еще Пифагор установил, что «приятный звук в созвучиях получается, когда длины струн относятся друг к другу, как первые четыре числа натурального ряда».

– Это открытие так потрясло Пифагора, что он начал искать числовые взаимоотношения во всей природе. А день, когда это произошло, смело можно считать днем открытия математической физики, экспериментальной эстетики и теории музыки. Но, чтобы вступить в диалог, нужна общая тема. Предлагаю начать с литературы.

Участники творческой мастерской на время стали учениками Михаила Леонидовича. Выучили отрывок из «Илиады»:

Если останусь я здесь, перед градом троянским

сражаться, –

Нет возвращения мне,

но слава моя не погибнет.

Если же в дом возвращусь я,

в любезную землю родную,

Слава моя погибнет, но будет мой век

долголетен.

Потом «класс» усвоил главные свойства слога в разных языках и в греческом в частности. Зал дружно хлопал в ладоши: долгий хлопок – долгий слог, два коротких хлопка – два коротких слога. Под них можно декламировать «Илиаду». Несколько добровольцев прочитали отрывок, стараясь не сбиться с ритма, а зал хлопал в ладоши и подпевал. Исполнителям, вышедшим к сцене, нужно было, декламируя, двигаться, также соблюдая ритм, – этого требовало древнегреческое искусство. Сначала вправо, затем влево, сколько позволяло пространство. С помощью металлофона Михаил Стародубцев воссоздал звучание геликона. Возникла мелодия, которая могла звучать много сотен лет назад под солнечным небом Эллады. Гомеровские строки, переведенные Николаем Гнедичем, из мелодекламации превратились в песню. Свой мастер-класс Михаил Стародубцев закончил словами академика Дмитрия Лихачева, которыми можно было подвести итог этого первого урока учителей года – урока, в котором они были не учителями, а учениками.

– Суть диалога культур в том, что понимание собственной культуры происходит лишь через познание другой. И хотя области пересечения фактически нет, а область непересекаемого огромна, именно познание области несовпадения обогащает нас новыми смыслами и новыми ценностями.

– В шестнадцатом веке попытки возродить древнегреческую музыку, исполняемую в движении, привели к созданию оперы, – продолжил Михаил Леонидович. – И это обогатило нашу культуру. Когда на основе точного знания, точного предвидения мы реконструируем прошлое, мы совершаем прекрасное и необходимое действие: мы соединяем времена и культуры. Тогда распавшаяся связь времен может быть восстановлена, преобразована во «времен связующую нить».

Поют все!

Главное событие первого дня – торжественное открытие конкурса – началось вечером в здании правительства Москвы на Новом Арбате. Все участники, 69 человек, вышли на сцену. Затем, когда спустились в зал, с приветственным словом к ним обратился министр образования и науки Андрей Фурсенко:

– Мы посмотрели конкурс в Калининграде, Челябинске, Вологде, Санкт-Петербурге. У московских учителей будет возможность увидеть, как работают их коллеги. Конкурс стал очень профессиональным. Мы стараемся, чтобы он способствовал изменению общей атмосферы в системе образования. Следующий год очень важен – он объявлен президентом Годом учителя. Он должен стать годом, в котором будет сделан еще один шаг в повышении профессионального мастерства, уважительного отношения общества к учителю, а также повысится, станет более серьезным отношение учителей к себе, к своей работе. Все это мы обсудим и во время конкурсных заданий. В этом году в рамках конкурса будет много «круглых столов». Надеюсь, что для всех нас эти две недели будут праздником.

Руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев:

– Каждый из вас одержал очень важную

победу – для России, для вас самих, для ваших учеников. Вы остались в своей профессии и каждый день имеете необыкновенное счастье входить в класс. Конкурс важен тем, что сегодня и завтра другие учителя будут равняться на тех, кто приехал сюда представлять свой регион. Конкурс – это большой открытый урок. Для всей России.

Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец:

– Двадцать лет назад, когда в «Учительской газете» был придуман этот конкурс, мы не верили, что он просуществует так долго. Но за эти годы он перестал быть конкурсом, он стал широким педагогическим движением. Сегодня возникло большое педагогическое экспертное сообщество, в которое входят участники региональных, всероссийских финалов. И эти люди в самом деле влияют на образовательную политику. Многие вещи, которые они предлагают, используются федеральными властями при формировании образовательной политики. Мы очень рады, что вы приехали в Москву, рады гостям, которые пришли на открытие, рады представителям Москвы, которые согласились принять этот конкурс, потому что это трудная, тяжелая работа. Когда-то в «Учительской газете» мы провели небольшой социологический опрос, мы спросили детей: «Как вы считаете, кто такой лучший учитель? Каким он должен быть?» Практически все ответили одно и то же: «Лучший учитель – наш учитель». Желаю, чтобы у вас были дети, которые считали бы вас самыми лучшими. Этот конкурс важен и тем, что здесь есть хорошая площадка для общения, представления нового опыта, технологий, методик, идей.

Мэр Москвы Юрий Лужков:

– Мы получили право проводить конкурс в Москве, имея два основания. Первое: победитель прошлого конкурса – москвич. И, по правилам, конкурс должен пройти на его родине. Второе основание связано с тем, что в городе образование – первая и важная стратегическая задача. Часто в критическом плане говорят об экспансии Москвы. Но, что касается образования, экспансия звучит не угрожающе, а как-то очень по-доброму. Наша экспансия – строить школы в регионах России. Я могу перечислить школы в Беслане, в Чечне, Великом Устюге, Севастополе, горном Алтае. Буквально в конце августа я открывал большую, красивую школу в Цхинвали. Мы должны иметь в Москве серьезную, современную, мощную систему образования, обеспеченную материально-технической базой. Мы этим занимаемся с полным вниманием под жестким контролем правительства Москвы. Мы говорим и о социальной базе, которая дает возможность привлечь молодые силы, – это поддержка молодых учителей: выделение жилья, решение вопросов заработной платы. Когда к нам приходят лучшие, мы стараемся учиться, познать, что они принесли. У нас есть хорошие контакты и аналитика по тем победителям, которые поднялись на вершину конкурсного Олимпа. Задача московских учителей – учиться. Никто и никогда не имеет права останавливаться. Если кто-то решил, что достиг совершенства, это значит, что он погиб. Скончался как деятельная натура.

…День открытия конкурса был особым для учительницы биологии средней образовательной школы поселка Расково Саратовской области Ларисы Ким – он совпал с ее днем рождения. Ларисе Викторовне подарили букет цветов. Кстати, в два следующих дня отметили день рождения еще две участницы «Учителя года-2009» – Любовь Якушева (Саяногорск, Хакасия) и Татьяна Кривоногова (Новодвинск, Архангельская область).

Концертная программа вечера была посвящена Москве. Ведь конкурс собрал участников со всех концов страны, но здесь, в столице, им предстоит работа, времени для прогулок будет немного. Когда отзвучали приветствия, на сцену вышла Тамара Гвердцители. Она призналась, что выступать перед учителями ей особенно приятно: поздравляя их, она поздравляет и свою маму – учителя русского языка и литературы. Выступала она в дуэте с Дмитрием Дюжевым. Продолжая цикл песен о Москве, Иосиф Кобзон сумел во второй раз вызвать на сцену Юрия Лужкова.

– Мы были в Чите. И вот Юрий Михайлович откуда-то привез, скажем так, не совсем трезвого баяниста. Который к тому же еще и композитор…

Далее, как поведал Иосиф Давыдович, по просьбе Лужкова он записал слова и мелодию песни, которую спел тот самый баянист. «Пока будем лететь, чтобы ты ее выучил», – просил Лужков. В полете выучили вместе. Слова действительно оказались трогательными и не могли оставить зал равнодушным, тем более что песня прозвучала экспромтом, музыкальную фонограмму для нее никто, разумеется, не готовил. К тому же московский мэр все-таки не каждый день со сцены поет.

Далекого детства

свеченье…

Качаются в небе качели,

И в брызгах дождя

над водой

Смеется отец молодой.

А сердцем я слушаю

родины голос,

А в поле с колосом

шепчется колос.

Счастливый, я по траве

бегу.

Какие цветы на лугу!

Пропахла тропинка у брода

Росой, васильками

и медом.

И я на зеленом возу

Зеленое лето везу.

Всезнающий Интернет подсказывает, что слова принадлежат забайкальскому поэту Михаилу Юрьевичу Вишнякову. Стихотворение (и сборник, в который оно вошло) называется «Тропинка детства». Его, похоже, ждет счастливая и редкая судьба – стать народной песней. Впрочем, оно уже стало ею… После бурных аплодисментов дуэт исполнил еще одну песню, которую, наверное, поют на каждом конкурсе «Учитель года» из года в год, а зал дружно подпевал, поскольку слова знали все:

Качнется купол неба

большой и звездно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь

сегодня собрались…

Праздничную атмосферу поддержали Александр Малинин, Виктор Зинчук, Феликс Царикати, детский ансамбль «Домисолька», вокальное шоу «Республика» и другие исполнители.

25 сентября начались конкурсные уроки, закипела работа. В Международный день учителя, 5 октября, будет, как известно, объявлено имя абсолютного победителя. Но об этом и многом другом, что происходило в рамках юбилейного двадцатого конкурса, о его особенностях, идеях, находках, открытиях – в наших следующих номерах.

Фото Михаила Кузминского

«Учитель года» – конкурс, который объединяет

Пеликаны всей России, объединяйтесь!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте