В историю можно войти по-разному. Потоком чувственных рифм, романами-гигантами, волнующими музыкальными аккордами. А можно сочинить всего несколько десятков незамысловатых и наивных строк и тоже попасть в вечность. Это про Раису Кудашеву, автора детской песенки «В лесу родилась елочка», которую назубок знает не одно поколение детей.15 августа исполняется 135 лет со дня рождения этой незаурядной женщины.
На фотографии запечатлена благообразная пожилая дама с добрыми лучистыми глазами. Та, у которой в доме ни пылинки, все выстирано-выглажено, чайник едва вскипел и томится на плите теплый пирог… Уже на склоне ее жизни, в 1958 году, у Раисы Адамовны взял интервью корреспондент журнала «Огонек» Евгений Велтистов, тот самый, что вскоре напишет книгу о приключениях Электроника. Слова Велтистова вполне могут служить штрихом к портрету нашей героини: «С белоснежными волосами, приветливой улыбкой, в очках, сквозь которые смотрят живые глаза, она похожа на добрую бабушку из сказки». …Ее девичья фамилия – Гидройц, она из семейства обрусевших немцев. Оно было чинным, старомосковским – с прислугой и домашними спектаклями по праздникам. Но благополучие пошатнулось, когда умер отец – чиновник почтамта. Пришлось Раисе идти в гувернантки к князю Алексею Кудашеву. Дальше, как в сказке: служила-служила, а потом вышла замуж. Понятно, за князя. И стала хозяйкой особняка на углу Воротниковского переулка. Но после известных событий 1917 года ее, к тому времени уже овдовевшую, выселила из собственного дома новая, советская, власть. Еще раньше она потеряла приемного сына Алешу. Вот такой жестокий поворот судьбы. Но я несколько забежал вперед, а потому потороплюсь назад. Свободное от домашних забот время Раиса проводила за листом бумаги, без устали высыпая на него аккуратные рифмы и подписывая их лаконичными псевдонимами «А. Э.», «А. Эр.», «Р. К.». Публиковала стихи и сказки в тонюсеньких детских журнальчиках «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко». Вот образец: «У речки над водицей // Построен теремок. // Там с курочкой-сестрицей // Жил братец-петушок…» А это другой отрывок: «Гуси ходят поутру // По широкому двору, // Беспокоятся, кричат, // Не сочтут никак гусят…»Что тут скажешь? Написано просто, но от души. Дореволюционным ребятишкам нравилось. Да и современные дети их наверняка бы послушали. Сочинять Кудашева начала еще в детстве и не выпускала перо из рук до глубокой старости. Позже вспоминала: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла».Но это, извините, кокетство! Разве повесть «Лери», кстати, единственное произведение Кудашевой для взрослых читателей, не попытка обратить на себя внимание? Эта вещь печаталась аж в четырех номерах весьма серьезного журнала «Русская мысль»! Героиня «Лери», 15-летняя девочка, влюбляется в офицера, который намного старше ее. И он тоже захвачен пылким чувством. Финальная сцена оставляет читателя в неведении, но внушающем надежду, что из искры романтического костра разгорится пламя страстей: «Она подошла к нему с бесконечною любовью во взгляде, положила голову на его грудь и вся прильнула к нему с тем же нежным и настойчивым лепетом: «Поцелуйте!.. Поцелуйте меня!..» Наверняка томные читательницы завалили редакцию слезливыми письмами… В декабре 1903 года, аккурат к Рождеству, в журнале «Малютка» было напечатано стихотворение «Елка», подписанное псевдонимом «А.Э.». Слова в нем были нежные, певучие, словно колыбельная матери. Говорят, Раиса Адамовна написала стихотворение для своего приемного сына Алеши… Перед ныне всем известными словами «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…» было еще шестнадцать строк. Всего в той вещице их было сорок восемь. Начиналось стихотворение так:Гнутся ветки лохматыеВниз к головкам детей;Блещут бусы богатыеПереливом огней;Шар за шариком прячется,А звезда за звездой,Нити светлые катятся,Словно дождь золотой…А вот финал:Веселей и дружней пойте, деточки!Склонит елка скорей свои веточки.Выбирайте себе, что понравится…Ах, спасибо тебе, ель-красавица!..Впрочем, публика не обратила особого внимания на стихотворение, а вот желание положить его на музыку возникло у некоего Леонида Бекмана. Произошло это 17 октября 1905 года. Дата запечатлелась в истории потому, что Бекман посвятил это сочинение своей дочери Верочке и подарил ей на день рождения. Вообще-то он был не композитор, а… биолог и агроном. Хорошо пел, играл на рояле, но нотной грамоты не знал. «Елочку» положила на музыку его жена, известная пианистка Елена Бекман-Щербина. Так что эта дама вполне может считаться соавтором музыкального произведения.Дальше самое интересное. Раиса Адамовна почти двадцать лет не ведала, что песенку с ее словами распевает вся Россия! Лишь в 1921 году она случайно услышала «Елочку» из уст девчушки, ехавшей с ней в одном вагоне. Песня, соскользнув с журнальных страниц, ушла в народ. И стала народной. Много лет «Елочку» исполняли на концертах, детских утренниках и елках – до их запрещения при советской власти и после разрешения. Никто – и к счастью! – не знал, что автор слов – бывшая княгиня. Иначе быть большой беде. Овдовев, Раиса Адамовна жила одна в коммуналке. Работала учительницей, потом – библиотекарем, разумеется, со скромным жалованьем. Понятно, что с радостями было негусто. И вдруг, причем в трагическом 1941-м, ей улыбнулась удача! «Елочка», опубликованная в детском сборнике, наконец-то получила заслуженное авторство! Этим озаботилась – низкий за то поклон! – составительница книги Эсфирь Эмден, с превеликим трудом разыскавшая Кудашеву.Слова «Елочки» сильно сократили – в стихотворении осталось 24 строки, отредактировали, заменив кое-какие якобы не соответствующие советской идеологии слова. К примеру, вместо «мужичка», которого везла «лошадка мохноногая», появился сидевший на дровнях «старичок», а на иллюстрациях к стихотворению вместо крестьянина стали изображать Деда Мороза. Зато с тех пор мелодию исполняли уже как песню на стихи Раисы Кудашевой и музыку Леонида Бекмана.Увы, жизнь нашей героини не менялась к лучшему. Между прочим, в коммунальной квартире в одном из арбатских переулков она жила до конца своих дней, деля комнату с сестрой. В своих воспоминаниях писатель Василий Субботин рассказал, что однажды к председателю Союза писателей СССР Александру Фадееву пришла женщина. Визитерша была старая, плохо одетая, с каким-то мешком в руках. Это была Кудашева. Узнав, кто она и чем прославилась, Фадеев разволновался и буквально вскричал: «Так это вы написали?» После этого Александр Александрович стал вспоминать, как он впервые ознакомился с ее стихами и заплакал, дойдя до последних строчек: «Срубил он нашу елочку под самый корешок». В конце концов Фадеев велел выписать Кудашевой писательский билет и оказать всевозможную помощь. Наверное, после этого он ознакомился с творчеством нашей героини. И дал ему такую оценку: «Ее стихи имеют такую популярность, которая нашим поэтам и не снилась». После войны стали выходить сборники Кудашевой: «В лесу родилась елочка…», «Степка-растрепка», «Лесовички», «Петушок», «Санки-самокатки». Всего же она опубликовала около 200 песенок, рассказов и сказок.На ее творчестве воспитывались многие из тех, чье детство пришлось на начало ХХ столетия. Были среди них и люди именитые. Одной из сказок – «Бабушка-Забавушка» – восторгался народный артист СССР Жаров. Даже спустя много лет Михаил Иванович без запинки цитировал:У бабушки-Забавушки Собачка Бум жила, Однажды Буму бабушка Пирожных испекла…Отдавал должное текстам Кудашевой – причем не зная, кто автор! – выдающийся мастер словесности, поэт Самуил Маршак: «Эти стихи и сказки имели успех… Успех чрезвычайный. Почему? Это были вещи хорошей традиции. Фольклорной. Проверенной временем… Это были веселые книжки, несмотря на навязчивую мораль». Кстати, Маршак принимал стихи Кудашевой за перевод с… английского. Раиса Адамовна встала в длинную шеренгу советских писателей, увы, уже в преклонном возрасте. Не то чтобы она была овеяна славой, но ее охотно приглашали на творческие встречи, детские утренники, публиковали интервью. Мелькнула она и в кинохронике, когда рассказывала детям об истории создания «Елочки». Она улыбалась, веселыми искрами сверкали стекла ее очков, но в них отражалась едва заметная грусть. «Я стараюсь крепиться и не падать духом, – писала Раиса Адамовна своей подруге Анне Сытиной. – Но все же думаю о себе: не по силам затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне».Эта туманная фраза – словно всхлип о тяжких потерях и растаявших мечтах. Сколько лет прошло впустую! Ведь за это время ее способности могли расцвести в пышные цветы романов и повестей! Было в том глубоком сожалении и личное – писала для чужих детей, а родными так и не обзавелась. И, возможно, досада – зачем весь этот суетливый хоровод вокруг ее давней, хоть и еще пышной «Елочки»? И все же… Едва ли не до последних дней Раиса Адамовна лелеяла мечту о большом произведении. В упомянутом интервью «Огоньку» она говорила, что очень хочет написать повесть о войне глазами мальчика. Но тот замысел оказался ей непосилен. К тому времени писательница разменяла уже девятый десяток…Могила Раисы Адамовны Кудашевой на Пятницком кладбище в Москве. На темном камне первая строка ее знаменитого стихотворения.
Комментарии