Что касается учебного плана, то в нашей республике принят свой Базисный план, в котором для иностранного языка уже предусмотрено три часа вместо двух. Видимо, школы постепенно будут переходить на него. Есть определенные опасения за учителей французского, немецкого языков, которые могут оказаться невостребованными. Может пострадать и качество преподавания английского языка. Сейчас мы ищем пути по привлечению кадров, но их все равно не хватает. Очевидно, что авторы документа поторопились объявить его обязательным для выполнения.
Ректор головного вуза республики – Якутского государственного университета А.Н.Алексеев оказался еще в большем недоумении:
– Подобное решение вызывает неоднозначную реакцию. С одной стороны, интенсификация языкового общения, значительно возросший интерес к иностранным языкам даже в отдаленных улусах не могут не радовать. Но, с другой стороны, есть опасение, как бы вместе с водой в нашем случае не выплеснули и ребенка. Я имею в виду ни в чем не повинные Германию и Францию, их языки, которые в наши дни играют в мире не меньшую роль. Да и русский язык, насколько я знаю, всегда считался языком международного общения. Не лучше было бы стремиться к разнообразию языков, а не к доминирующей роли какого-то одного? В этом смысле указ оказался излишне категоричным. Наши студенты изучают не только английский, но и немецкий, французский, китайский, японский.
А вот что говорят учителя, у которых еще одной заботой стало больше. Г.Б.Приз, заведующая кафедрой иностранных языков школы-гимназии # 26 г. Якутска, учитель немецкого языка:
– Английский язык должен преподаваться в школах как второй иностранный, но где база, где кадры? Мы не можем сохранить, что имеем, – учителя бегут. Даже в нашей школе, которая всегда была на хорошем счету, сейчас нет одного учителя английского. Объявить можно что угодно. У нас уже ввели в прошлом году президентским указом четыре часа физкультуры, теперь вот английский, а из чего это все появится?
Вслед выпущенному указу назрело столько вопросов, что отделу языковой политики Департамента по высшей школе и науке, где дозревал этот документ, приходится совсем не сладко – слишком много надо разъяснять, смягчать и примеривать к реальности.
И.Е.Алексеев, начальник отдела языковой политики, доктор филологических наук:
– Под рабочим языком следует понимать язык официальных мероприятий международного уровня. Поэтому по большому счету системы образования это не коснется (?), а затронет прежде всего чиновников, по долгу службы вынужденных общаться с иностранцами, например из Министерства внешних связей, Внешстроя, Комитета по делам ЮНЕСКО (сдается, что жизнь давно уже заставила их подналечь на иностранный. – О. С.). В том, что в качестве приоритета выбран английский, нет ничего удивительного. Это один из ведущих языков мира. Не надо пугаться этого указа – он не запрещает и не исключает изучение других языков. В любом случае – это остается личным делом каждого человека. Принудительными мерами результата не достичь.
С последним не поспоришь, однако наличие указа президента уже к чему-то обязывает. Первое, что ожидает столичные школы, – это проверка преподавания в них иностранных языков, директорам уже рекомендовано увеличить на них часы для начала в старших классах, да и сам руководящий состав в скором времени грозят подвергнуть тестированию. Управление образования осаждают звонками взволнованные родители, просящие разъяснений. А разъяснения нам уже дали, только яснее от них не стало. Чиновники же, на которых возлагаются такие большие надежды, с первого января почему-то по-английски все равно не заговорили…
Ольга СЛЕПЦОВА
P.S. Говорят, в Министерстве юстиции уже работает кружок английского.
Комментарии