search
main
0

Два вопроса и два ответа,

или Почему нужно вернуть трудовое обучение в школу

Что является главным качеством человека с самой прагматичной, жизненной точки зрения? Ответ простой: основу этого качества составляет физическое и психическое здоровье человека. В соответствии с этим государство построило систему образования. Есть школы для детей с особенностями психического развития, есть школы для слабослышащих, также для слабовидящих, есть обычные школы. Задача всех школ – развить главное качество человека – трудоспособность!

Зачем мы растим иждивенцев?
Во все времена детей учили жить, то есть выполнять работу, необходимую для выживания. В более ранние времена отдавали десятилетних мальчиков в подмастерья, девочек – в няньки и прислуги. Это длилось тысячи лет со времен рабства и до недавнего времени. Государственное обязательное образование детей ввели в Европе в ХVIII веке, когда производство перешло от ручного труда к машинному. Управление дорогими машинами и приборами можно было доверить только грамотным людям, способным прочитать инструкции и сделать простые расчеты. Параллельно ввели трудовое обучение как необходимый элемент трудового развития. Требования к образованности молодежи росли. Если в ХVIII веке детей учили четыре года, то в наше время учат с 6 до 18 лет. До девяностых годов в СССР было трудовое обучение. Сейчас его нет. Жителям городов кажется, что ручной труд – пережиток. Вода и тепло сами приходят в дом, белье стирают машины. Нужен свет? Нажми кнопку. Однако в деревнях и поселках люди еще рубят дрова и топят печи, воду приносят домой в ведрах. Наша жизнь и школьное образование далеки от совершенства. Разве нормально, что взрослые юноши и девушки с 16 до 18 лет учатся в статусе школьников, а окончив школу, не имеют специальности и остаются иждивенцами, живут на доходы родителей? Ясно, что систему школьного образования надо менять.

Школа должна быть девятилетней, что соответствует Конституции РФ. После девятого класса юноши 15‑16 лет должны изучать профессии и науки в статусе студентов колледжей, это повысит их интерес к учебе. Старшие классы школы надо преобразовать в колледжи по профилям: гуманитарному, химико-биологическому, физико-математическому и т. д. В этих колледжах молодые люди также должны получить специальность. Нынешняя школа после девятого класса искусственно задерживает взросление и развивает в юношах инфантилизм. Взрослые люди два года сидят за партой ради аттестата. И в 18 лет, получив все гражданские права и обязанности, выходят из школы без профессии! Неготовыми к самостоятельной жизни! Ведь только профессия делает человека самостоятельным. Однако вернемся в школу и поговорим о предмете «Технология», который ввели вместо трудового обучения.

Чему учит предмет «Технология»?

Вопрос не праздный. Во всех учебных заведениях – от школ до университетов – изучают науки, профессии и искусства. Другого нет. А предмет «Технология» ни к одному из перечисленных направлений не относится. Все школьные предметы дают конкретные, практические знания, без которых человек не может обойтись. Название каждого школьного предмета точно определяет его содержание. А что обозначает термин «технология»? Технология – это процесс, система мероприятий. Есть технологии промышленные, медицинские, информационные, социальные. Какие общие технологические закономерности и правила изучает предмет «Технология»?
Нахожу в Интернете программу «Технология. Технический труд. 5‑8 классы». Автор – профессор В.М.Казакевич. В характеристике предмета сказано: «Предмет «Технология» является необходимым компонентом образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применять в практической деятельности полученные знания. Обучение технологии строится на освоении конкретных процессов преобразования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды».
В программе каждого класса есть разделы «Технология изготовления изделий». 22 часа отводится на обработку металлов и столько же на обработку древесины. Еще 16 часов посвящены проектным работам и презентациям.

Непонятно, как школьники могут преобразовывать материалы, энергию, объекты природы и социальной среды. Просмотрел с 5‑го по 8‑й класс, разделов о природной и социальной среде нет.

Преобразовывать материалы – значит менять их свойства. Единственное, что могут учащиеся, – это закалить или отжечь деталь из инструментальной стали, изменив тем самым ее твердость. Других способов изменять свойства материалов у школьников нет. Ученики могут менять только форму заготовок из металла и дерева с помощью инструментов при изготовлении предметов.

Подробное ознакомление с программой показало, что практических работ по обработке дерева и металла инструментами и на станках нет. Все делается теоретически, по учебнику.

Кроме программы В.М.Казакевича есть и другие. Например, программа по технологии для 5‑8‑х (9‑х) классов. Авторы – Н.В.Синица и П.С.Самородский (М., Вентана-Граф, 2016 г.). В пояснительной записке названы основные цели предмета – их 9, ограничимся тремя первыми.

Первая цель: формирование представлений о составляющих техно­сферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях. Цель грандиозная! Однако говорить о техносфере можно с учениками 11‑го класса. Они имеют представление о биосфере земли. Им будет понятна проблема, перед которой стоит человечество: техносфера поедает биосферу, среду нашего проживания. У биосферы уже нет сил противостоять разрушительному наступлению техносферы. Вторая часть цели – дать ученикам представление о передовых технологиях в современном производстве. Задача также глобальная. Не уверен, что учитель готов изложить такую обширную тему, а учащиеся – усвоить ее.

Вторая цель: освоение технологического подхода как алгоритма преобразующей и созидательной деятельности. Слова очень весомые, но что такое технологический алгоритм? Авторы не объясняют. Есть ли вообще общий алгоритм для всех технологий? Очень туманная цель…

Две первые цели глубоки и обширны. Они больше подходят для студентов-экологов, чем для учеников 5‑9‑х классов. Задача школы – давать не представления, а необходимые знания и умения.

Третья цель: формирование представления о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений на основе включения обучающихся в создание личностно и общественно значимых продуктов труда. Цель понятная и очень важная. К программе авторы написали учебник и методическое пособие для 7‑го класса. В пособии авторы пишут: «Предложенный поурочно-тематический план рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю). Основная часть учебного времени (75%) отводится на практические работы, выполнение исследований, лабораторно-практические работы, творческие задания и проекты. Поскольку школьные кабинеты технологии часто испытывают недостаток в компьютерной технике, уроки разработаны для случая, когда есть хоть один компьютер, подключенный к Интернету. Успехов вам в работе с учениками».

Обратите внимание, из технического обеспечения упомянут только компьютер, хотя в поурочном планировании есть темы по обработке материалов ручными инструментами и на станках. Объяснение в пункте третьем, где указаны основные виды работ, – это исследования, лабораторно-практические работы, творческие задания и проекты. Вот почему такая забота о компьютере. Из анализа программ и методического пособия видно, что это теоретический предмет о процессах обработки некоторых материалов. Практических умений и знаний по обработке этих материалов он не дает.

За 11 часов изучаются обработка древесины, обработка металлов ручными инструментами и на станках. Теоретически большой и сложный материал изучается легко и быстро. Но что это дает ученикам? Поверхностные знания быстро улетучиваются. Работник с неумелыми руками и туманными понятиями о технике и производстве никому не нужен.

Технологию ввели вместо трудового обучения. По темам предмет напоминает трудовое обучение, а по содержанию – скучный теоретический предмет. И хотя есть школы, где дети немного работают инструментами и на станках, в основной массе школ дети и педагоги мучаются иллюзией трудового обучения. Детям не нужны бесполезные знания. Им нужен практический опыт настоящей работы настоящими инструментами. Сделанная своими руками вещь ценнее десятка проектов и презентаций.

После развала страны, в трудные девяностые, легче выживали те, кто умел работать руками. Сейчас тоже нелегкое время. Поколение, окончившее школу после девяностых, не имеет трудовой подготовки. Зрелые мужчины не могут самостоятельно благоустроить свой дом и платят большие деньги за ремонт и простые пристройки. В сельской местности, в поселках и малых городах мужчина с хорошей трудовой подготовкой сможет и отремонтировать, и построить дом. Но в школах нет уроков труда. Трудовое обучение было единственным предметом, который знакомил школьников с производством – материальной основой жизни общества. На уроках труда мальчики и девочки получали практические знания и умения в процессе изготовления настоящих вещей. В школах к 8 Марта устраивали ситцевые балы, на которые девочки приходили в сшитых ими платьях. Мальчики делали сувениры для девочек и настоящие инструменты, которыми оснащались школьные мастерские. Детям нравились уроки труда, при опросах многие называли труд любимым предметом. После 8‑го и 9‑го классов они были психологически готовы к освоению рабочих профессий. За годы работы в школьных мастерских ребята получали хороший опыт владения инструментами. А навыки точной работы инструментами нужны всем – ювелиру и скульптору, зубному врачу и хирургу, строителям самолетов и монтажникам электронных приборов. Трудовые навыки – необходимое качество гармонично развитой личности.

Жизнь требует вернуть трудовое обучение в школы. Начать надо с подготовки учителей и создания базовых школ. В каждом регионе в кабинетах технологии и даже в подвалах школ сохранились учебные станки и верстаки. Их можно отремонтировать. Министерство просвещения может легко восстановить производства бывшего Главучтехпрома. Затраты окупятся качеством развития и образованности школьников. Страна нуждается в квалифицированных работниках, готовых трудиться на производстве.
Технологию ввели вместо трудового обучения. По темам предмет напоминает трудовое обучение, а по содержанию – скучный теоретический предмет. И хотя есть школы, где дети немного работают инструментами и на станках, в основной массе школ дети и педагоги мучаются иллюзией трудового обучения.
 
​Владимир СЕМЕНИХИН, бывший преподаватель МПГУ, ныне пенсионер

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте