Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы в различных предметных областях, сформировать у него информационную культуру.
Два варианта решения этой задачи:
– систематическое использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения общеобразовательных дисциплин;
– реализация межпредметных связей информатики с дисциплинами различных циклов.
Навыки работы со средствами ИКТ, необходимые для формирования информационной культуры, учащиеся могут получить только на уроках информатики. Но для овладения современными средствами и технологиями работы в различных предметных областях необходимо использование на уроках информатики межпредметных заданий.
Анализ содержания курса информатики и информационных технологий в школе позволяет выделить 8 линий наиболее значимых для включения в структуру межпредметных связей и соответствующие им умения, владение которыми позволит учащимся получить навыки использования ИКТ в различных предметных областях.
1. Информация. Кодирование информации.
Иметь представление о кодировании генетической информации (биология).
2. Алгоритмизация и программирование.
Уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования (тесты по всем предметам).
3. Моделирование и формализация.
Уметь строить и исследовать информационные модели на компьютере (все предметы).
4. Технология обработки текстовой информации.
5. Технология обработки графической информации.
Уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений:
Уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации.
6. Технология обработки числовой информации:
Уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики.
Уметь применять электронные таблицы для построения и исследования компьютерных моделей.
7. Технология хранения, поиска и сортировки информации.
Уметь применять табличные базы данных для построения и исследования компьютерных моделей.
8. Коммуникационные технологии.
Уметь создавать и публиковать в интернете Web-сайты.
Очевидно, информационное моделирование предоставляет наиболее широкие возможности для использования межпредметных задач.
Для разработки системы межпредметных заданий мы предлагаем использовать следующую схему (удобней рассматривать в рамках одного класса):
1. Выделить в каждом предмете (каждой теме) основные виды деятельности, для овладения которыми необходимо использовать ИТ.
2. Обозначить умения в области информатики и ИТ, которыми должен овладеть учащийся.
3. Подготовить систему задач из данной предметной области.
4. Включить подготовленные задачи в курс информатики в том же (идеальный, редко достижимый вариант) или более позднем временном промежутке.
Очевидно, для проведения этой работы недостаточно усилий только учителя информатики. Целесообразно привлечь предметников.
Екатерина СМАГИНА, учитель информатики московской школы №799
Комментарии