search
main
0

Два уровня в законе

Изменения в высшем образовании, связанные с принятием Болонской конвенции, о которых так долго говорили управленцы и с которым активно боролись российские профессора, свершились. С этого учебного года все вузы России (за исключением медицинских) перешли на двухуровневую подготовку и образовательные стандарты 3-го поколения. Значительная часть плюсов и минусов этой реформы еще не понятна не только широкой общественности, но и профессионалам, работающим в высшей школе.

Ч​то произошло с нашей высшей школой? Сведется ли все к частным изменениям или уже в ближайшее время наше высшее образование окажется в принципиально новой ситуации? Что приобретает, а что теряет наша высшая школа в целом и высшее педагогическое образование в частности? Ответы на эти вопросы непросты, но попробуем разобраться в том, что уже относительно отчетливо просматривается. Бакалавриат Новая конструкция высшей школы предполагает, что, окончив первую ступень и получив общее высшее образование в бакалавриате, человек будет получать узкопрофессиональное образование в магистратуре. Причем на базе одного бакалавриата можно в течение жизни окончить множество самых разных магистерских программ. Это и есть условия для вполне реальной профессиональной мобильности. Обучение в бакалавриате позволит выпускнику школы отсрочить сложный жизненный этап – выбор профессии. Например, отучившись в бакалавриате Института гуманитарных наук на специальности «история», студентка по зову души или в силу жизненных обстоятельств может поступить в магистратуру на «дошкольную педагогику» или «менеджмент в образовании». Уже сегодня мы видим, как выпускники специальностей, связанных, например, с дошкольной педагогикой, поступают на магистерские программы факультета специальной педагогики и успешно получают квалификацию логопеда, а выпускники факультета дизайна и технологии учатся, например, в магистратуре по профилю «педагогическая психология». На вопрос, еще недавно так мучивший многих работодателей и профессоров высшей школы, о том, где же будет работать выпускник бакалавриата, жизнь уже дала ясный и точный ответ: везде или нигде (можно выбрать по вкусу, кому какой больше нравится). Только не надо воспринимать это как трагедию. Известно, что более 60% специалистов с высшим образованием (в мире!) работают на должностях, никак не связанных с полученным ими образованием. Бесконечно большое количество наших молодых людей, получивших дипломы педагогов, врачей, инженеров, агрономов, трудятся в бесчисленных офисах – что-то продают, покупают, создают самые немыслимые фирмы, компании и совсем не собираются самоопределяться в профессии, прописанной в их дипломах. Такова жизнь, высшее образование получают далеко не всегда для того, чтобы работать в данной профессии. Для этих людей бакалавриат как раз то, что нужно. А тем, кто хочет стать воспитателем детского сада, учителем в начальной школе, школьным практическим психологом или руководителем образовательного учреждения, необходимо получать магистерскую подготовку. При повышении требований к уровню профессиональной подготовки специалиста на производстве, постоянных разговорах в обществе о необходимости повышения профессионализма высшая школа фактически становится менее профессиональной. Бакалавриат (первые 4 года обучения) по замыслу общее высшее, универсальное (университетское) образование. Магистратура – узкопрофессиональное. Очевидно, что приоритеты в функциях высшей школы меняются. Теперь высшая школа должна давать не профессиональное, а универсальное образование (бакалавриат) и специальное (магистратура), а до уровня высокого профессионализма специалист будет доходить (как это всегда и бывало в жизни!) в ходе самосовершенствования уже на рабочем месте. Магистратура Основное преимущество, которое получила система педагогического образования в связи с введением магистратуры, на мой взгляд, то, что у педагогических вузов впервые появилась возможность отказаться от традиций обезличенного профессионально-образовательного конвейера. Магистерские программы подобны программам, традиционным для художественных вузов, – они авторские. Руководитель программы имеет возможность самостоятельно набрать себе учеников-магистрантов и сделать программу в полном смысле слова авторской. Он может пригласить для работы в ней любых отечественных и зарубежных специалистов, а не только тех, кому на кафедре часов не досталось. Это создает принципиально новые условия для реализации профессиональных устремлений ведущих профессоров, дает им полноценный шанс для взращивания своей научной школы. В дальнейшем это позволит открывать специальные авторские магистерские программы под руководством ведущих управленцев и талантливых специалистов – педагогов-практиков. Первый опыт набора на вторую ступень высшего образования – магистратуру, полученный в течение последних лет нашим университетом, показывает, что среди поступающих нет случайных людей. Более того, основная масса будущих магистрантов – специалисты, имеющие серьезные профессиональные достижения (педагоги высшей квалификации, руководители образовательных учреждений, научные и научно-педагогические работники), специалисты, ориентированные на совершенствование своей профессиональной подготовки. Примечательно также, что среди поступающих на магистерские программы педагогического и психолого-педагогического направлений, количество людей, не имеющих базового педагогического образования, достигает трети. На курсы обучения по этим программам поступают выпускники самых престижных вузов. Например, по программе «Педагогическая психология» в настоящее время у нас учатся три выпускника МГУ (все окончили вуз с красными дипломами), одна из них кандидат биологических наук. Эти люди в силу жизненных обстоятельств оказались работниками сферы образования и испытывают потребность в профессиональной подготовке и повышении своего профессионального статуса. Создание двухуровневой системы обучения в университете повышает степень профессиональной мобильности специалистов, что делает их более конкурентоспособными, а следовательно, и более социально защищенными. Это также повышает возможности кадрового маневра при переориентации больших групп специалистов через систему магистерских программ. Появление программ магистерской подготовки создает условия для производства новых генераций руководителей и идеологов образования, воспитателей детских садов, педагогов начального и среднего звена школы. Для этого открывают программы самых разных профилей – от традиционных «Дошкольное воспитание» или «Начальное образование» до новомодных «Философия образования», «Менеджмент в образовании», «Психодиагностика в образовании». Два последних десятилетия научили нас бояться реформаторов и реформ, но у нас есть все основания полагать, что эта реформа высшей школы принесет системе педагогического образования значительно больше позитивного, чем негативного. А.САВЕНКОВ, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте