Наша «Страна чудес» расположена на Северо-Западе Москвы, совсем недалеко от заповедника Серебряный Бор, в новом строящемся микрорайоне.
Усилиями педагогов создана интерактивная образовательная и предметно-развивающая среда, которая ориентирована на поддержку детских инициатив и обеспечивает раскрытие индивидуального потенциала каждого нашего воспитанника. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них формируется гуманистическая направленность личности.Шаг первый – береги!Нашу «Страну чудес» окружают не только новые дома, спортивные комплексы, красивая природа, но и еще незавершенные стройки и, к сожалению, неизбежные контейнеры со строительным и бытовым мусором.Отправной точкой нашего социально-исследовательского проекта в подготовительной группе стала ситуация, сложившаяся во время прогулки детей: ветер приносит мусор из-за забора. Педагоги отметили, что дети на это не обращают внимания и воспринимают это как должное. Возникла необходимость активизировать осознанное и заботливое отношение детей к окружающему миру здесь и сейчас. Какова же была последовательность наших действий?Моделирование педагогами ситуации-провокации: каждому из детей было предложено бросить на землю пластиковый стаканчик. Мы отметили, что не все дети приняли это предложение, но все наглядно увидели изменение в худшую сторону окружающей их среды. Дети смогли сделать вывод, что это не красиво, это мешает им играть на площадке.Воспитатель использовала прием мозгового штурма, спросив: «Как мы можем исправить это?» Предложения детей были разнообразными: позвать дворника, вызвать уборочную машину, убрать самостоятельно. Пообсуждав, дети решили, что самый быстрый способ – убрать мусор самим.Показ видеофильма ВВС «Природа в опасности» о загрязнении окружающей среды взволновал детей, они поняли, что от каждого человека зависит жизнь планеты.Полученные впечатления и эмоции детей, которыми они поделились дома, позволили включить родителей в наш проект. Родители поддержали активность детей, смогли создать условия, позволяющие самостоятельно выбрать способы работы над проектом, и организовали акцию «Самый чистый и уютный подъезд». Дети вместе с родителями привлекали своих соседей, близких к поддержанию чистоты в подъездах домов. Одна семья нарисовала плакат «Начни с чистоты», другая повесила объявление с приглашением провести субботник, третья украсила подъезд комнатными растениями. Подъезды домов запестрели детскими рисунками в рамках, постерами. Вскоре в нашей группе открылась фотогалерея «Мой подъезд – самый лучший!».Одним из условий поддержания детской познавательной активности стало расширение социальных границ. Через целевые прогулки и экскурсии наши воспитанники ознакомились с работой мусороуборочной машины, узнали, что мусор сортируется. У детей возник вопрос: «Куда увозят мусор? Что с ним происходит потом?»Активное использование средств ИКТ в образовательном процессе расширяет представления детей об окружающей действительности. Поэтому ответ на свой вопрос дети смогли найти, посмотрев фильм «Утилизация мусора» из цикла передач «Галилео». Еще одной инициативой детей стала акция по разделению мусора «Разноцветный мусор» – в детском саду появились разноцветные контейнеры для разных видов мусора.Шаг второй – созидай!Самым ярким открытием для детей стало то, что они собственными силами могут дать вторую жизнь ненужным предметам! У нас открыла двери творческая мастерская «Все ненужное – нам нужно». Дети вместе с педагогами и родителями учились делать интересные игрушки и поделки из коробок, баночек и бутылок, пластиковой посуды и создали альбом с инструкциями по изготовлению этих игрушек. Так в группе появились игрушки, которые не продаются в магазине, именно они стали самыми любимыми и популярными у наших детей, наш альбом стал интересен детям других групп, педагогам, родителям.Наши березы. Другой отправной точкой созидательного проекта стало эмоциональное восприятие, проявление чуткости к живому. Один из воспитанников в пасмурный октябрьский день заметил, что одинокая береза под окном группы стала похожа на старый выброшенный зонтик под дождем. Педагог поддержала детскую любознательность, обратив внимание всех детей на деревья на участке детского сада. Дедушка одного из воспитанников рассказал, как утепляют плодовые деревья осенью, чтобы они не погибли зимой от морозов.Изготовление буклетов для родителей «Гуляем с ребенком по Серебряному Бору» с советами родителям обратить внимание детей на разнообразие берез в парке и предложением собрать гербарий из опавших листьев способствовало активизации наблюдательности и развитию творчества. После таких экскурсий-прогулок дети рассказывали своим друзьям в группе, что интересного они увидели, приносили красивые листья для поделок, показывали фотографии. Результатом работы стал коллективный гербарий и вернисаж семейных фотографий «Осень в гости к нам пришла». Дети делали аппликации из листьев – предметные и декоративные, собрали книги о березе, иллюстрации, много рассказывали о своих впечатлениях. Одна девочка даже сочинила стихотворение:Березовый листочекНа ладошку мне упал.Он красивый, озорной.Унесу его домой.Педагоги оформили афишу для родителей с рекомендациями посетить музей и выставки народных промыслов. Многие дети побывали в музее и принесли в группу сувениры из березы и бересты, многие из которых дополнили начатое ранее собрание собственных детских поделок из березовых листьев, с которым смогли ознакомиться и друзья из других групп.Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили, к чему лично причастны, поэтому состоялась акция «Раз березка, два березка – будет рощица!», приуроченная к празднованию Дня Земли 22 апреля. На территории детского сада ребята вместе с родителями посадили молодые деревья, и у нас стало на 3 березки больше. Какой восторг испытали дети, когда увидели, что на деревьях распустились почки!Марина КРЫЛОВА,Евгения КОНИЩЕВА,Ирина ВАНИЯНЦ,Людмила ПОЛИТАЙКИНА,Центр развития ребенка – детский сад №2662
Комментарии