Спору нет, мир полярен. В этой данности есть свои плюсы. Если где-то холодно, то где-то обязательно будет тепло. Например, сейчас вы наблюдаете еще скудное на краски и ленивое весеннее пробуждение русского леса, а через несколько часов полета окунаетесь с головой в тропически разноцветную, яркую и жаркую весну Панамы. Но самое любопытное заключается в том, что две жизни на двух разных материках, как две предполагаемые полярные точки, могут взять и… прекрасно ужиться в тебе самом. Как это и случилось с учителем истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского Иваном Ивановичем Хеорхе (согласитесь, даже в его имени кроется намек на полярность!). Но к рассказу об этом удивительном созвучии мы подойдем позже, а пока узнаем, почему профессиональной областью героя нашего очерка была выбрана педагогика.
Она, если честно, не была в приоритете, когда Иван Иванович решил поступать в Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина. На первом месте у молодого человека стояла история, поскольку он с детства увлекался изучением прошлого и, кроме того, хорошо успевал по английскому языку. Он и мыслил себя историком, если бы не… педагогическая практика. Как говорит Иван Иванович, именно практика на 4‑м курсе многое поменяла в жизни. Он начал готовиться к урокам, проводить их. Отсюда пришло понимание, что это такое – быть настоящим учителем. Невозможно, только пассивно наблюдая за опытными учителями, прочувствовать, близок тебе этот вид деятельности или нет. Лишь исполняя соло у учительского стола, отвечаешь себе на вопрос, твое или не твое. У Ивана Ивановича оказалось его. Даже несмотря на то что еще многому и многому предстояло учиться.
Он, к слову, был рад, что не сразу остался один на один с детьми, что ему помогала учитель-наставник в школе. В этом и ценность профессиональной пробы – опытные коллеги, которые присутствуют в классе, всегда разберут проведенный урок, дадут грамотные и полезные советы. Иван Иванович, например, помнит свой первый урок на практике. Ему казалось, что он все делал методически верно, сверялся с конспектом и думал, что заслужил похвалу, а первым вопросом коллеги стал такой: «Иван Иванович, а почему вы встали около стола, схватились за него и не отходили все 45 минут?» Понятно, что Ивану Ивановичу пришлось на досуге поразмышлять над ответом на этот вопрос.
Сейчас, проработав в школе более 10 лет, он твердо убежден, что теория дает азы, которые должен осваивать педагог, но, чтобы стать педагогом, нужна практика. Теоретического курса катастрофически мало, и поэтому соотношение теории и практики в вузе должно быть как минимум 50 на 50, а учителям-наставникам необходим для начала мотив, чтобы таковыми становиться, потому что наблюдение за работой практиканта, ее анализ – это большой труд.
И он должен быть вознагражден либо со стороны вуза, либо со стороны школы. Возможно, многое изменится с внедрением национальной системы учительского роста, когда опекать молодежь будет учитель-наставник, но опять же учитель-наставник курирует молодых специалистов, а не студентов-практикантов.
Как считает Иван Иванович, для будущих педагогов практика очень важна, она решает, станешь ты учителем или откажешься от этого. Когда студент приходит в школу и встречается с равнодушием, формально проходит практику, просто подписывая документы, разве он останется в профессии? Другое дело, когда опытный коллега его заинтересует, поможет открыть удивительные грани профессии, тогда и в педагогических вузах будет другая ситуация. Иван Иванович, например, уверен, что в профильном вузе желательны только две формы обучения: либо на контрактной основе, когда человек мотивирован на получение педагогической специальности, либо на договорной основе с последующей отработкой в конкретной территории. Деньги из бюджета в первую очередь должны тратиться на целевые программы, чтобы люди, получившие профессию социальной направленности, сознательно сделали выбор и возвратились работать в родные места.
Нельзя, чтобы в педагогику шли, потому что «никуда больше не взяли». Впрочем, такие люди в школе все же скорее редкость. Потому что боятся испытаний, им страшно выходить к детям. Да и зачем это делать, если можно отработать где-либо и забыть об этом, уйдя домой, а не готовить ночами конспекты и сталкиваться со сложными для себя ситуациями. Тем более что самый трудный, и с этим согласны практически все учителя, первый год работы.
Иван Иванович, к примеру, во время своего педагогического дебюта каждый день сидел до трех часов ночи, готовясь к уроку. Он и сейчас готовится к каждому занятию, но это уже не сравнимые с первым годом работы трудозатраты. Опыт помогает.
Любит ли Иван Иванович так же, как и в начале профессионального пути, историю?
Смешной вопрос. Конечно! И не только историю, но и обществознание, тем более что последний предмет у него основной. И есть и в той и в другой дисциплине основополагающие вещи, которые он считает важными при работе с детьми. В истории это оценка и понимание исторического процесса, обсуждение с детьми значимости тех или иных событий, определение причинно-следственных связей, ведь грамотное прочтение истории позволяет предсказывать будущие события. Обществознание, по мнению Ивана Ивановича, не менее славный предмет. Он знакомит ребят с основами социальных наук, которые объясняют устройство общества. Как и любой школьный предмет, обществознание играет важную мировоззренческую роль в жизни человека. При этом некоторые дети напрасно считают обществознание легкой дисциплиной, по которой шутя можно сдать ЕГЭ. У этого предмета серьезная научная основа.
Вернувшись к мысли, что мир полярен, можно спроецировать ее и на историю, и на обществознание. Здесь ведь часто встречаются прямо противоположные позиции. Другой вопрос, насколько продуктивным должен быть диалог оппонентов. Может, поэтому Иван Иванович несколько лет назад увлекся такой образовательной технологией, как дебаты. Как он объясняет, в основе образования сегодня лежит деятельностный подход. В учениках на основе предметного материала должно развивать те или иные компетенции, и одной из этих компетенций является аргументирование, умение защитить свою точку зрения. Причем не важно, в какой предметной области идет дискуссия, главное – создать проблемную ситуацию, а дальше нужно выстраивать аргументы.
– Технологию дебатов, которая развивается с 1990‑х годов, мы модернизировали и уже проводим международные турниры, – поясняет Иван Хеорхе. – Мне кажется, она интересна уже тем, что ребята при подготовке изучают материал, развивают навыки, которые нужны им будут и сейчас, и в дальнейшем: отстаивать свою точку зрения, уметь взглянуть на ту или иную проблему с разных сторон, понять и иногда принять позицию оппонента и т. д.
– Почему вы считаете это актуальным?
– Сегодняшние дети хотят общаться, делиться своим мнением, они готовы это делать, но не знают как. Наша задача научить дебатировать грамотно, уважительно, с максимально положительным эффектом.
– А педагог при этом может стать примером? Умение мирно разрешать спор свойственно лично вам?
– Да, я стараюсь это делать, хотя и готов к дискуссии, если ущемляются интересы, в том числе мои. Я буду их защищать, но с опорой на технологию дебатов. Что касается спорных тем, то, когда я нахожусь вне стен школы, могу с коллегами обсудить, скажем, какие-то политические вопросы, вопросы устройства общества, предложить ту или иную трактовку исторического события и т. д.
Вообще можно только приветствовать у учеников желание иметь свою точку зрения, убежден Иван Иванович. Если этого опасаться, тогда можно просто отменить образование. Другое дело, что есть понятие исторической интерпретации, и тогда педагогическая задача в том и состоит, чтобы защищать непреложные, незыблемые ценности. Если фашизм преступен и ужасен, то это не должно подлежать какому-то сомнению. Правда, перекосы тоже бывают.
Иван Иванович в этом случае приводит пример с реконструкторами, которых привлекают к ответственности из-за фашистских нашивок на костюмах. Однако люди это делают совершенно с другими целями, а не с целью пропаганды. Во всем нужен разумный баланс.
К слову, когда Иван Иванович, войдя в «пятнашку» лауреатов, в финале конкурса «Учитель года»-2020 проводил свой мастер-класс, он продемонстрировал коллегам, как грамотно и аргументированно можно защитить прямо противоположные позиции и при этом не обидеть, не оскорбить, не унизить оппонента. Даже если ты по натуре экспрессивен. А эмоциональность, конечно, имеет свои корни. В случае Ивана Ивановича – панамские.
Между прочим, дети на конкурсном открытом уроке об этом узнали сразу же. Когда Иван Хеорхе проектировал, как проведет конкурсное занятие, он не мог обойти стороной личную историю, тем более что детям всегда интересно, если учитель открывается с другой стороны. Это вызывает в них со-участие, и уже сами ребята готовы говорить о своих переживаниях относительно национальной идентичности. Иван Иванович рассказал ребятам, что его отец – панамец. Он довольно часто бывает в этой стране, где живут родственники, сам бегло разговаривает на испанском языке. То, как относится к Панаме Иван Иванович, можно определить по его воодушевленному рассказу о ней. В этом солнечном центральноамериканском краю живут чуть больше 3 миллионов человек. Панама отличается контрастной, яркой культурой, потому что панамская нация создавалась из переселенцев из Китая, Африки, Европы и местных индейцев. Панамцы этнически очень неоднородны.
Кроме того, в стране существенное социальное расслоение. Есть бедные гетто, есть уголки, где проживает коренное население, есть богатые кварталы, где на одной улице может быть расположено 100 офисов банков. Здесь развит экотуризм. Люди приезжают посмотреть на великолепный Панамский канал, на бегающих по улицам забавных обезьян. В горных районах Панамы произрастает потрясающий кофе, который почти невозможно найти в Европе. И конечно, карнавал! Какой турист не хочет побывать на этом грандиозном событии?! Как сказал Иван Иванович, карнавал – это настоящий взрыв национальной культуры. Описать его невозможно. Это нужно видеть.
Человек двух миров, Иван Хеорхе признается, что его часто спрашивают о том, каково это – ощущать себя русским и панамцем одновременно? Он отвечает, что считает себя человеком русской культуры. Потому что вырос в России, в Ленинградской области, в маленькой, но поразительно уютной Гатчине. Был ли соблазн переехать в вечное лето? Конечно, был. Его отец, известный адвокат, предлагал сыну окончательно перебраться в Панаму, но, как говорит Иван Иванович, его сердце, его семья в России. Весь свой дальнейший путь, жизненный и профессиональный, он связывает с любимой Ленинградской областью и с не всегда приветливо теплой, но такой родной страной.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ленинградская область
Комментарии