Образование в других странах во многом отличается от российского. То, что нам кажется экзотикой, для других – вещь сама собой разумеющаяся.
Одно из достижений канадцев – их система образования, на которую они тратят больше (в расчете на душу населения), чем любая другая страна, – 7,1% ВНП.
Соответственно качество образования в ведущих университетах и колледжах Канады очень высоко, а канадский диплом признается во всем мире. Однако, несмотря на высокое качество образование в Канаде абсолютно децентрализовано. В отличие от других развитых стран, здесь нет общегосударственной системы образования, как нет и общих стандартов образования. Согласно конституции, образование является исключительной юрисдикцией провинций. Провинциальные главы департаментов по образованию устанавливают стандарты, утверждают предметы и финансируют образовательные организации. Ответственность за управление начальными и средними школами возложена на местные выборные школьные советы или комиссии. Последние планируют бюджеты школ, нанимают учителей и устанавливают школьное расписание. Что же касается профессионального образования, то все колледжи, техникумы и вузы находятся в юрисдикции государства.
В Швейцарии образование также неоднородно. Это обусловлено географическим положением маленькой страны. Швейцарская Конфедерация объединяет 26 кантонов и полукантонов, входящих в три большие группы: немецкоязычную (65% населения), франкоязычную (19%) и италоязычную (12%). И хотя многие швейцарцы в той или иной степени владеют всеми языками Конфедерации, однако выбор учебного заведения прежде всего зависит от того, какой именно язык школьник или студент считает родным. Начальные и средние школы находятся в подчинении кантонов, а роль центральной государственной власти в лице Федерального офиса по делам образования и науки сводится к контролю за качеством обучения, уровнем компетенции преподавательского состава, наличием в программах обязательных предметов и их достаточности для последующей сдачи экзаменов на аттестат зрелости.
Федеральных органов, похожих как по названию, так и по функциям на российское Министерство образования и науки, за рубежом не так уж и много. Но все-таки они есть. Так, в Австралии министерство образования, науки и переподготовки кадров выполняет основные требования правительства: предоставлять качественное образование в школах и университетах, развивать науку и внедрять новые технологии. В Дании образование также находится под контролем государства: все средние и высшие учебные заведения подчиняются министерству образования и исследований. После реформы среднего образования, главными целями которой стали усиление влияния родителей на жизнедеятельность школы и сотрудничество педагогов и детей, цепь промежуточных инстанций между ведомством и учебными заведениями сократилась. Зато и прав у школьной администрации стало меньше. По новым правилам, деньги для учебных заведений накапливаются на счетах муниципалитета, откуда и распределяются по местам, администрация образовательного учреждения не вправе, как прежде, самостоятельно разделять учеников по способностям и на этой основе формировать классы, наем и увольнение учителей осуществляется муниципальным советом через школьный совет. В последний входят семь родителей, два педагога, два ученика и представитель мэрии, имеющий право совещательного голоса. Ни министерство, ни муниципалитеты не вправе регламентировать деятельность совета.
У нашей соседки – Финляндии за развитие образовательных, научных, культурных, спортивных и молодежных программ отвечает министерство образования и науки. Также в обязанности ведомства входят создание условий для развития образования, творчества и поддержка граждан в их общественной деятельности. Не слишком ли много для одного министерства? Оказывается, нет, потому как в ведомстве два министра: министр образования и науки и министр культуры.
Комментарии