Урок математики в 5-м классе на тему «Действия с натуральными числами».
Ольга ПЕШКОВА, учитель математики центра образования №2006, Москва
Оформление класса: плакаты и фотографии времен Великой Отечественной войны.
Цели урока:
– систематизация и обобщение знаний учащихся;
– повышение информационной культуры учащихся;
– развитие познавательной активности;
– воспитание чувства патриотизма, уважения к старшему поколению.
Ход урока
Учитель: На долю нашей Родины выпало немало испытаний, но самым страшным из них стала Великая Отечественная война. Сегодня на уроке мы вспомним некоторые события того тяжелого и героического времени.
Ранним летним утром 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. 22 июня в 4 часа утра началась война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. Каждый час, каждая минута были суровым испытанием для нашей Родины.
Задание 1. Вычислите, сколько минут длилась Великая Отечественная война.
Ученики решают задачу самостоятельно с последующей проверкой.
Решение:
1418 · 24 · 60 = 2041920 (минут).
Учитель: Первым принял на себя удар гарнизон Брестской крепости численностью около 7000 человек. Фашисты планировали захватить крепость в течение нескольких часов, но, несмотря на десятикратное преимущество в живой силе, они смогли это сделать только в августе.
Задание 2. Узнайте, на сколько численность захватчиков превосходила численность защитников героической крепости.
7000 · 10 – 7000 = 63000 (человек).
Учитель: За мужество и героизм 8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание «Крепость-герой». Первым звания города-героя был удостоен Ленинград. Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийский обстрел, ни постоянная угроза смерти не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев. Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня. Самым страшным испытанием был голод.
Ученик:
Блокадный черствый хлеб,
нет ничего ценнее…
Сто двадцать грамм,
дающих людям жизнь.
Сжимается кольцо
все больше, все теснее,
и все страшнее и труднее
Жить.
Учитель: Так писал о блокадном Ленинграде Сергей Груздев.
Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей – вдвое меньше.
Задание 3. Сколько граммов хлеба ежедневно получала семья, состоявшая из одного рабочего, служащей и двух иждивенцев?
250 + 250 : 2 · 3 = 625 (г).
Учитель демонстрирует ученикам нормы рабочего и служащего (250 г и 125 г хлеба).
Учитель: За три месяца фашисты успели дойти до Москвы. Советские люди встали на защиту столицы.
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной,
Опрокинем,
Отбросим врага.
Задание 4. Узнайте, каково было преимущество в живой силе и в вооружении у фашистской Германии в битве под Москвой.
Ученики решают задачу по вариантам (1 и 2; 3 и 4).
1) 1929406 – 1 250 000 = 679406 (человек).
2) 1700 – 1000 = 700 (танков).
3) 14000 – 10500 = 3500 (орудий и минометов).
4) 1390 – 568 = 822 (самолета).
Учитель: Несмотря на явное преимущество в силе, фашисты были разгромлены советскими войсками. Немалую роль в этом сыграла установка реактивной артиллерии «Катюша». На грузовике стоял пакет из 16 направляющих в виде легких рельс, за 8 секунд выпускавший снаряды на дистанцию до 9 км.
Задание 5. Найдите скорость снаряда.
9000 : 8 = 1125 (м/с) = 1 км 125 м в секунду.
Масса «Катюши» без снарядов – 7200 кг, со снарядами – 7880 кг, на каждой установке помещалось 16 снарядов.
Задание 6. Найдите массу одного снаряда в килограммах и граммах.
(7880000 – 7200000) : 16 = 42500 (г) = 42 кг 500 г.
Один ученик решает задачи №5 и 6 на доске, остальные – в тетрадях.
Учитель: Всего в боевых действиях в годы войны участвовали 34476700 советских военнослужащих, из них 490000 женщин. Только в Советском Союзе женщины сражались в воздухе наравне с мужчинами. Смелых летчиц фашисты боялись и называли их «ночными ведьмами». А «ведьмам» было по 17-20 лет.
Задание 7. Сколько боевых вылетов совершили «ночные ведьмы» с мая 1942-го по май 1945-го, если в течение одного месяца они в среднем делали около 665 вылетов?
665 · 12 · 3 = 23940 (вылетов).
Учитель: Не только взрослые, но и дети приближали Победу. Они, как и взрослые, воевали на фронтах, работали на военных заводах и фабриках. Детям, чтобы дотянуться до станка, часто приходилось вставать на ящики, работать, забывая об отдыхе, поднимать тяжелые боеприпасы. На военном заводе ребята проверяли качество патронов. Пуля должна была весить ровно 9 граммов. За смену план проверки составлял 12 ящиков. Весил ящик в среднем около 55 кг 440 г.
Задание 8. Какой вес в среднем за смену поднимал один ребенок и сколько пуль ему надо было проверить?
Один ученик решает задачу на доске, остальные – в тетради.
55440 · 12 = 665280 (г) = 665 кг 280 г.
665280 : 9 = 73920 (пуль).
Учитель: За годы войны в СССР погибло около 27 млн человек; было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 98 тысяч колхозов. Победа над фашизмом добыта кровью, беспримерным героизмом, тяжелейшим трудом и огромными безвозвратными потерями советского народа.
Задание 9. Известно, что каждый пятый воевавший в ВОВ отмечен наградой. Сколько человек за время Великой Отечественной войны были награждены, если в боевых действиях в годы войны участвовало 34476700 человек?
34476700 : 5 = 6895340 (человек).
Священная народная война
Победой завершилась
в сорок пятом,
И отмечает каждый год страна
Великий подвиг нашего солдата.
Враг был силен, уверен и упрям,
Мундиры шил к военному параду,
Он был разбит…
благодаря лишь Вам –
Об этом всем живущим
помнить надо.
(Анатолий Воскобойников)
Учитель подводит итог урока и предлагает детям домашнее задание.
Учитель: Узнайте у своих родных о родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, и подсчитайте, сколько дней члены вашей семьи сражались и приближали Победу.
Комментарии