Учителя нескольких районов Воронежской области в судебном порядке и с помощью профсоюза «выбивают» у чиновников собственную зарплату. А те в свою очередь требуют сокращать в школах штатное расписание. Неужели это главное достижение НСОТ по-воронежски?
Недавно я ознакомилась с одним очень интересным документом. Богучарский районный суд Воронежской области вынес решение о признании действий отдела по образованию администрации Богучарского района незаконными. Не всех, разумеется, действий, а только «в части выплаты не в полном объеме работникам образовательных учреждений стимулирующей части фонда оплаты труда». Если описывать ситуацию не казенным языком судебных документов, а в более привычной форме, все выглядит очень знакомо: учителям снова, в который уже раз, не выплачивают гарантированную законом заработную плату. Только теперь рассчитанную уже по новой системе оплаты труда.
Как известно, фонд оплаты учительского труда теперь складывается из двух частей: базовой, составляющей 70%, и стимулирующей – 30%. Как раз эта стимулирующая часть и недоплачивалась в прошлом году во многих школах Богучарского района. В решении районного суда говорится, что объем субвенций из областного бюджета в районный в прошлом году составил 93 миллиона 500 тысяч рублей, «что в условиях перехода на нормативный метод финансирования недостаточно для оплаты труда в полном объеме. Поэтому произошло перераспределение денежных средств: недоплачены 15% стимулирующих выплат, так как они переведены к базовой части фонда оплаты труда». В пример приводятся цифры по трем школам: богучарская школа №1, где базовая часть составила 82,5%, а стимулирующая – 17,5%, Лебединская (базовая – 85,1%, стимулирующая – 14,9%) и Залиманская (80,7% и 19,3%). Между тем, и судом это подчеркивается, стимулирующая часть должна составлять 30% фонда оплаты, а все другие цифры – нарушение закона. Поэтому-то и признана незаконность действий властей, и выдвинуто требование отдать педагогам недоплаченные деньги. Что в итоге и было сделано районными властями.
Главным защитником интересов богучарских учителей стал райком Профсоюза работников образования и науки, возглавляемый председателем Иваном Владимировичем Богдановым. Его твердость и настойчивость довели дело сначала до районной прокуратуры, а потом и до суда. Иначе решить конфликт не получалось, ведь у чиновников всегда один ответ – денег нет. Но, как правило, после хождений по различным инстанциям (в первую очередь судебным) в поисках справедливости финансы находятся, даже в крупных размерах. Пример тому – результаты обращений в областную прокуратуру Воронежского обкома Профсоюза работников образования и науки.
В прошлом году благодаря работе отраслевого профсоюза образовательная сфера Воронежской области дополнительно получила свыше 850 миллионов рублей, из которых 525 миллионов 294 тысячи были выделены областными властями дополнительно на зарплаты школьным учителям. Обком профсоюза добился того, что областная прокуратура вынесла соответствующее представление тогдашнему вице-губернатору Юрию Савинкову, правда, потом пришлось еще добиваться того, чтобы указание прокуратуры было выполнено в полном объеме.
Примерно в той же ситуации, что и богучарцы, оказались педагоги Павловского района. По данным за декабрь прошлого года, ни в одной из школ района стимулирующая часть фонда оплаты труда даже и близко не подобралась к 30%, максимальными стали 16,9%, а в некоторых школах нет и десяти процентов: Черкасская школа – 7,9%, Правдинская – 7,7, Песковская – 5, Петровская – 7,3, Александровская – 7,5 и так далее.
Такую несправедливость в отношении учителей Павловского района тоже заметили в районной прокуратуре, конечно, после соответствующих обращений и жалоб самих педагогов и райкома профсоюза, возглавляемого Еленой Анатольевной Высочиной. Прокурор района вынес представление на имя руководителя муниципального отдела по образованию администрации Павловского района Сергея Петровича Серостанова. В документе указано, что заработная плата работникам образования района «выплачивается не в полном объеме», задолженность по выплате стимулирующей части заработной платы на первое декабря 2008 года составляла 5610,3 тысячи рублей. На требование прокурора «принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона» отдел образования ограничился отпиской: «выплаты… обеспечены в пределах выделенной субвенции». Естественно, такую позицию райком профсоюза образования поддерживать не стал и попытался найти понимание в других кабинетах местной власти, например, у депутатов районного совета. Так как профсоюзная организация сама не вправе обратиться с законодательной инициативой, например, о внесении изменений нормативов подушевого финансирования в районный бюджет или в областной, то профсоюз попросил депутатов вникнуть в ситуацию и помочь педагогам. Но понимания педагоги не дождались. Во время совместного заседания районных депутатов и отдела по образованию ни представление прокурора, ни выводы инспекции труда фактически не рассматривались, зато шла речь о сокращении «убыточных школ» и оптимизации штатного расписания. Последнее было предложено и в подготовленной незадолго до этого заседания «Справке по изучению ситуации с оплатой труда работников общеобразовательных учреждений Павловского муниципального района», подписанной первым заместителем руководителя Департамента образования, спорта и молодежной политики Воронежской области Яковом Львовичем и направленной руководителем данного департамента Юрием Савинковым главе Павловского муниципального района Николаю Пришутову.
Этот документ появился после изучения ситуации в районе на областном уровне. Главный вывод, к которому пришли проверяющие, стал неожиданным откровением для работников профсоюза и педагогов. Оказывается, 30% стимулирующего фонда учителям недоплачены потому, что они были использованы «на другие составляющие оплаты труда». «Уменьшение размеров фондов стимулирования общеобразовательных учреждений произошло из-за избыточности штатного расписания и чрезмерного использования фонда для поощрения руководителей», то есть школьных директоров. Сами директора, когда увидели, сколько они по этой справке «использовали», оказались в очень большом недоумении. Кстати, зарплата педагогам Павловского района рассчитывается через централизованную бухгалтерию, финансовой самостоятельности у всех школ, кроме одной, нет. В этой ситуации говорить о «чрезмерном использовании» средств директорами по меньшей мере нелогично. Не могли же они десять с лишним миллионов «увести» из бюджета на глазах всего района и лично Сергея Петровича Серостанова!
О еще одной причине недоплаты стимулирующего фонда – избыточности штатного расписания – надо говорить особо. Ведь на самом деле речь идет о необходимости сокращения школьных ставок и работников. А кого надо сокращать, по мнению руководителя Департамента образования, спорта и молодежной политики, судите сами. Как «пример оптимизации штатных расписаний» показаны три школы – павловская №2 (самая крупная в районе, в двух зданиях обучаются 1011 детей), Александровская (сельская одиннадцатилетка со 113 учениками) и Ерышовская девятилетняя с 43 учениками.
В Павловской после «оптимизации» из четырех заместителей директора придется оставить двоих, библиотекаря убрать из школы совсем, так же как педагога-психолога и трех воспитателей, работающих с группами продленного дня.
В селе, как оказалось, тоже еще остались «резервы экономии». Например, в Александровской одиннадцатилетке рекомендовано распрощаться с зам. директора по воспитательной работе и с кружковой работой в принципе. Еще александровцам придется уволить единственного лаборанта и семерых (то есть всех) уборщиц и рабочих. Нерушимыми в этих сельских школах остаются три позиции – один директор, два кочегара и полбиблиотекаря, в смысле 0,5 ставки! Именно таким школам оказалось тяжелее всего после введения подушевого финансирования, ведь если в школе не 40 учеников, а на два-три больше, то она не попадает в разряд малокомплектных, которые в Воронежской области финансируются по факту, можно сказать, по потребностям. Но 42 ученика (впрочем, как и 45 и 50) – это очень мало при нормативном финансировании для безбедного существования девятилетней школы. Что, кстати, совсем не означает необходимость ее закрытия или понижения в статусе до начальной. Но в Павловском районе, видимо, думают иначе, поэтому, наверное, и отношение к таким школам «суперэкономное» – чиновники называют их убыточными.
А знаете ли вы, что когда школу понижают в статусе и выводят из ее стен среднее звено, оставляя только начальное, согласие сельского схода граждан не требуется. И даже если люди не согласны, они ничего не могут сделать: родителей вынуждают переводить детей в другую школу, иногда за 20 километров и дальше, начинают возить ребят на автобусе и убеждать, что только так они могут осуществить свое право на достойное образование.
В Павловском районе такие принципы работы не редкость, а обычное дело, пример – Переезднянская школа, за которую просило все село, даже приезжали в Воронеж к высокому начальству. Да только все равно сделали школу начальной.
Напоследок вернемся к «Справке по изучению ситуации с оплатой труда…». Думаете, людям деньги отдали? Нет, павловским учителям в отличие от богучарских не повезло. Может, совесть глубже зарыта у их чиновников, а может, эта самая справка помогла. Ведь если областное начальство говорит о том, что во всем виновато штатное расписание, что уборщицы с лаборантками и психологи с воспитателями – это ненужный балласт для современной школы, то тогда и районная власть будет сквозь пальцы смотреть на прокурорские представления и сверять все свои шаги с «рамками выделенных субвенций». А зачем еще о чем-то думать? Этого субвенции не предусматривают, для них полбиблиотекаря – нормально, самое то.
Воронежская область
P.S.
За последние две недели в руководстве Воронежской области произошли большие изменения: начал работу новый губернатор Алексей Гордеев, распрощались со своими должностями Юрий Савинков и Яков Львович. Первым заместителем председателя правительства области, курирующим социальные вопросы, назначена Галина Агапова, а руководителем Департамента образования, науки и молодежной политики – Олег Мосолов, до этого возглавлявший образование в Бобровском районе.
Ответственные лица поменялись, но постановления, указы и рекомендации все еще остаются прежними. Очень хочется надеяться, что новое руководство определит новые – разумные и достойные, а не только экономные – подходы в решении накопившихся проблем.
Комментарии