search
main
0

Два часа на все. Для физики этого мало

С 10 по 15 октября в Москве проходил семинар, в котором принимали участие учителя-методисты почти из 40 регионов России. В программе семинара прошли встречи с авторами УМК по физике Натальей Пурышевой, Александром Гуревичем, Еленой Гутник, Ниной Филонович, Валерием Касьяновым и Наилем Ханнановым, который также является автором одного из самых популярных мультимедийных пособий по физике. Перед учителями выступили заведующий кафедрой физики ИОСО РАО Владимир Орлов, главный редактор журнала «Естествознание в школе» Марина Демидова. Открывал семинар начальник отдела естественно-научных дисциплин академии повышения квалификации Владимир Комиссаров.

Методистов собирали для того, чтобы ознакомить с новинками издательства, рассказать, как «Дрофа» отреагировала на изменение стандартов и переход к профильному образованию. Последний аспект сейчас волнует учителей более всего, так как для профильного уровня учебники уже созданы, причем не один комплект, но ни у одного издательства пока еще нет учебников для базового уровня. И хотя во многих школах уже сейчас на преподавание физики выделено два часа в неделю, никакой методической помощи учителя не получают. Поэтому мы предлагаем подготовленное Валерием Касьяновым планирование, которое подробно рассказывает, как можно и для профильного, и для базового уровня использовать имеющиеся в школах учебники. Автор предусмотрел сразу несколько уровней погружения в предмет – 2, 3, 4 и 5 часов в неделю.

Учителей интересовало, как обстоят дела с ЕГЭ, каких изменений можно ожидать в следующем году. Как выяснилось, ничего страшного и неординарного не произойдет и требования будут те же, что и ранее. Серьезное опасение, как всегда, связано с финансированием. Как только его переведут с федерального уровня на региональный, многие территории будут вынуждены отказаться от этой формы проведения экзамена, поскольку для местного бюджета это слишком дорогое удовольствие.

Естественно, волновал вопрос старения кадров, поскольку молодые инициативные педагоги в школу либо не идут вовсе, либо там не задерживаются. А старые добрые кадры, увы, далеко не всегда могут и хотят перестраиваться на новые программы и начинать работать по новым учебникам. Но устаревшие подходы сейчас мало кого устраивают, в сегодняшней ситуации требуется не просто сообщить ребенку набор сведений или дать некую систему знаний, чем мы занимались многие годы, а научить ребенка получать знания самостоятельно, используя при этом самые различные источники информации. И те комплекты, которые мы сейчас готовим в нашем издательстве, решают именно эту задачу.

В свете этого отмечалось, что учебник для 5 – 6 классов «Физика. Химия» А. Гуревича на сегодняшний день единственный, который учит детей работать с разного рода информацией: текстом, рисунками, таблицами. При этом учитель имеет возможность сформировать навык постановки эксперимента, научить школьника анализировать ситуацию и делать вывод.

Проблема в том, что с введением концентрической системы образования и новых стандартов пропедевтика пропала. Как раньше строился курс физики? В 7-8 классах вводились основные понятия, формировались специальные навыки (решение задач, постановка эксперимента и т.д.). Далее физика преподавалась линейно: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, основы квантовой физики.

Сейчас в 7 классе начинается именно преподавание физики, и из основной школы ученик должен выйти, освоив полностью весь курс. В 10 – 11 классах мы выходим на новый виток преподавания предмета. При этом для деятельности, позволяющей именно научить ребенка работать с разными видами информации и развить общеучебные навыки, времени не остается. Поэтому, конечно, учебники Гуревича для 5-6 классов хороши, но работать по ним учителя могут только за счет часов регионального или школьного компонента, поскольку в этих классах преподавание физики не предусмотрено.

С особой грустью и тревогой учителя говорили о сокращении числа часов на преподавание физики.

Уже сейчас многие школы имеют два часа физики в неделю. С переходом же на профильное обучение предполагается в классах сугубо гуманитарного профиля преподавать или отдельные предметы Химия, Физика и Биология по 1 часу каждый, или единый комплексный предмет Естествознание 3 часа в неделю. Те учебники и программы по естествознанию, которые существуют, построены таким образом, как будто ученики уже имеют некую базу знаний по физике, химии и биологии, а естествознание все это должно очень гармонично обобщить. На самом же деле этот курс с учетом Федерального компонента государственного образовательного стандарта должен быть не обобщающим, а обучающим. А таких курсов пока нет, впрочем, как и учителей естествознания. Не секрет, что сейчас его преподают те же учителя физики, химии, биологии или других предметов.

Учителя отмечали, что во всех документах и программах, которые им рассылают, большое внимание уделяется эксперименту, а проводить его не на чем. Причем оборудование-то есть, и самое разное, но купить его не на что. Учителя сказали нам большое спасибо за вышедшую недавно книгу «Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных учреждений» под редакцией Геннадия Никифорова, где представлено все оборудование по физике для школ, которое производится в России, и рассказывается, как с ним работать. Кстати, это единственная книга, которая получила Диплом ВВЦ на международном форуме «Образовательная среда -2005» .

Словом, семинар обозначил ряд проблем, над которыми предстоит работать на всех уровнях – от рядового учителя до министерства. Такие семинары помогают строить дальнейшую политику и учебному издательству.

Елена ТИХОНОВА, заведующая редакцией физики издательства «Дрофа»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте