Если в учебном заведении семь компьютерных классов и конференц-зал, а ребята собираются снять фильм об альма-матер на школьной киностудии, ясное дело – речь идет о спецшколе. Точнее – московской средней школе с углубленным изучением информатики и английского языка №1317, которая в прошлом году принимала у себя в гостях номинацию «Информационные технологии» конкурса «Учитель года России».
Отважные «пеликаны»
Директор школы Константин Владимирович Петров до сих пор помнит всех «пеликанов» по именам: «Например, Павел Константинович Гусев из Оренбурга представлял урок информатики с использованием офисных технологий. Ребята так активно работали на его уроке! Мадина Ахмедовна Шакова из Кабардино-Балкарской Республики запомнилась прежде всего тем, что она была единственной женщиной в этой номинации. Она лучезарный человек и по-матерински чуткий учитель. На уроке Мадина Ахмедовна создала уникальную ауру, благодаря музыке и особому отношению к каждому ребенку. Она показала урок исламской культуры с использованием информационных технологий. Представитель Псковской области Максим Александрович Константинов давал урок в первом классе, он продемонстрировал авторскую компьютерную программу по обучению грамоте и чтению. Для учителей нашей школы это занятие стало стимулом для дальнейшей работы. А на уроке учителя информатики из Рязанской области Валерия Алексеевича Панова детям предлагалось создать логотип фирмы. Меня порадовало, что все участники – творческие личности, которых не испугала необходимость давать урок в незнакомом классе».
А конкурсантов порадовал уровень подготовки детей, комфортная обстановка в классе. Они даже не поверили сначала, когда им сказали, что школа работает первый учебный год, к моменту начала конкурса – первый месяц!
Я пришла в спецшколу № 1317 в конце учебного года. И попыталась понять – что делает хорошую школу хорошей.
Люблю диваны
Десятиклассники рассказывали о школе кратко, но восторженно. Похоже, для многих 1317-я стала воплощением мечты.
Оля: Это моя четвертая школа, и очень жаль, что я проучусь здесь только год. В классе 9 человек. В неделю по 6-7 уроков английского. Раньше я просто ненавидела физкультуру. Постоянно пропускала уроки. Здесь я еще ни одного не пропустила. У нас отличный учитель, и занимаемся мы под музыку.
– А что тебе не нравится?
Оля: В классе нас мало, мы все на виду, приходится постоянно готовится к урокам.
Николай: Я пришел в эту школу потому, что будущую свою профессию связываю с информационными технологиями. Когда я только начал здесь учиться, меня просто поразило, как здесь красиво. А в классе никто не ссорится.
Олеся: Здесь в коридорах очень удобные диваны, на переменах не приходится стоять у кабинета, прислонившись к холодной стенке. К нам очень хорошо относятся учителя, а уроки проходят как подготовка к экзаменам. Думаю, будущее именно за такими школами.
Для тела – массаж, для души – психолог
Константин Петров убежден: «Информатика, информационные технологии и английский язык, на которых специализируется школа – это то, без чего сегодняшний выпускник не сможет обходиться в своей профессиональной деятельности. Мы хотим, чтобы знания, полученные нашими учениками, помогали им в будущем вне зависимости от того, какие они выберут специальности».
Такая серьезная учеба, конечно, предполагает большие нагрузки. В школе 1317 вред от них педагоги постарались свести к минимуму. Благодаря серьезному подходу к здоровьесберегающим технологиям учебное заведение получило статус Школы здоровья. Для тела – массажный кабинет, кабинет горного воздуха, фитобар, двухразовое питание. Для нормального душевного самочувствия – психологическая служба: четыре кабинета психологов, блок психологической разгрузки и зал психологической релаксации. Психологи составляют индивидуальные карты учащихся, которые позволяют вовремя выявлять и решать проблемы. Проводятся семейные консультации. А для создания нормальных межличностных отношений в классе и в школе психологи организуют для детей групповые занятия. Вот почему здесь царят дружба и взаимовыручка, не бывает ругани и «дедовщины». Психологи также тестируют ребят со 2-го по 11-й класс, поступающих в школу.
Жвачка – повод для исключения
Каждый, кто желает учиться в школе 1317, проходит тестирование уровня теоретических знаний и практических умений по основным учебным предметам. Без проверки не обойтись. Она нужна для того, чтобы понять, с каким багажом ребенок пришел в школу и на каком уровне (А, В или С) будет изучать программу здесь. Тестирование проводится по русскому языку, математике, информатике и информационным технологиям, английскому языку. Кроме того, новички проходят логопедическое обследование и, как было сказано выше, психологическое тестирование, на котором оценивается память, внимание, мышление, воображение, степень обучаемости.
Пока ребенка всесторонне исследуют, его родители получают всю необходимую информацию о школе – от сведений об учебных программах до меню столовой. Любопытная деталь: учителя 1317-й призывают к такой же открытости своих коллег. На школьном сайте они расположили подробную анкету, которую рекомендуется использовать родителям, выбирающим для своего ребенка спецшколу. Пользоваться анкетой просто. Родители приходят в приглянувшуюся им школу с углубленным изучением дисциплин, задают администрации 23 вопроса, оценивают ответы по шкале от 0 до 10 баллов. И – делают выводы.
Вот какой должна быть спецшкола, по мнению педагогов 1317-й:
«1. Жесткая дисциплина. Недопустимы курение и нецензурная брань, даже жевательная резинка является серьезным нарушением дисциплины.
2. Высокие требования к ученикам. Объективность оценки в соответствии с требованиями.
3. Фундаментальные знания по всем базовым предметам. Ученики участвуют в научных конференциях и семинарах, изобретают, имеют патенты. Многие ученики школы – победители и призеры различных олимпиад.
4. Домашнее задание не должно превышать 20% от количества материала, данного на уроке. Ученики младшей школы должны тратить на выполнение домашнего задания 30 минут в день, в 5-7-х классах ребята могут заниматься дома 60 минут, в 8-9-х – 1час 30 минут, в 10-11-х – 2 часа.
5. Индивидуальный подход. Вашему ребенку на каждом уроке дается специальное задание, подготовленное накануне именно для него. Это задание учитывает его психические особенности (память, внимание и т.д.) и интересы. Домашнее задание также индивидуально.
6. Дифференцированный подход – уровневое обучение. Ваш ребенок, по согласованию с вами, учится на уровне А, В или С. Уровень В – обычный уровень сильной школы. Уровень А соответствует московскому стандарту образования и предполагает учебу по данному предмету на «5» или «4», если в дальнейшем ребенок не будет специализироваться на данном предмете. Уровень С дает знания и навыки, обеспечивающие гарантированное поступление в сложный вуз.
7. Собственная научная лаборатория. Разработка и внедрение самых современных и наиболее эффективных методик в обучение. Каждый учитель использует на уроке новейшие педагогические разработки.
8. Стабильный педагогический состав. Все педагоги высшей квалификации, есть доктора и кандидаты наук. Сравните стаж работы учителей разных частных школ.
9. Стабильный коллектив учащихся. Детям хорошо и комфортно в школе, родители довольны уровнем, качеством образования и стараются делать все возможное, чтобы ребенок продолжал образование именно в этой школе.
10. Углубленное изучение английского языка с 1-го класса по программе спецшколы плюс Оксфордский курс. Во второй половине дня «английский клуб» с носителями языка – педагогами из Англии. Обязательное проведение языковых стажировок в Англии, Австралии, Канаде, США, Германии, Франции. Старшеклассники сдают экзамен Cambridge crown, полученный сертификат дает право на обучение в любом вузе англоговорящей страны без дополнительной подготовки.
11. Второй иностранный язык добавляется со второго года обучения (французский). Психологами доказано, что данный возраст наиболее восприимчив к овладению иностранными языками.
12. На современных компьютерах и оргтехнике дети начинают работать с первого класса и к моменту окончания школы владеют компьютером в совершенстве. Обязательное подключение школы к Internet, общение учеников со сверстниками из других стран по Сети.
13. Договоры с вузами (гарантированное поступление). Как правило, школы заключают так называемые Договоры о сотрудничестве, которые не гарантируют поступление в вуз, либо речь идет о платных вузах.
14. Школа представляет целостную систему непрерывного образования «школа – вуз», что обеспечивает единство требований и высокое качество на любом этапе обучения. Однажды определив ребенка в школу, родители больше не беспокоятся о том, где он будет продолжать свое образование.
15. Мощная психологическая служба. Постоянное отслеживание и тестирование каждого ребенка, контакт с родителями. При необходимости привлечение ведущих специалистов Института нейрофизиологии.
16. Высококлассное медицинское обслуживание: регулярные диспансеризации и обследования, профилактические мероприятия (кислородные коктейли, кварцевание и специальная обработка помещений). Контроль за питанием, водой.
17. Хорошо организованная вторая половина дня. Культурно-эстетическое воспитание и укрепление здоровья. Факультативы, кружки по интересам и спортивные секции. Праздники, турслеты, дискотеки.
18. Школа берет на себя организацию отдыха детей во время каникул в спортивно-оздоровительных и компьютерных лагерях.
19. Школа должна иметь собственные здания. Это говорит о ее надежности и стабильности.
20. Собственные футбольные, баскетбольные и волейбольные площадки, теннисные корты.
21. Собственный бассейн.
22. Собственная кухня, вкусное «домашнее» питание, нуждающимся – специальная диета.
23. Обеспечение безопасности детей на территории школы и создание безопасных условий на автостоянке для родителей».
Комментарии