Языковая картина мира часто служит программой поведения. Она заложена в глубоком смысле слов. К примеру, кого мы считаем великодушным человеком? В словаре Ушакова великодушие трактуется как «свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами».
Однако в этом сквозит какая-то слабость. Немного иной ракурс у Ожегова. Великодушный человек в его толковании – «обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами». Ожегов справедливо говорит о высоте души. У Даля понятие «великодушие» обнаруживает христианское значение: «свойство переносить кротко все превратности жизни, прощать все обиды, всегда доброжелательствовать и творить добро». Смирение, кротость и терпение выступают на первый план. Но не менее значима концовка, где речь идет о деятельной доброте: если ты великодушен – желай добра, твори добро. В христианской морали великодушие понимается как всепрощение: людям вменяется не помнить зла, прощать ближним все их прегрешения, любить врагов своих. Человеку приходится смирять свою гордыню, укрощать гнев, отрекаться от всего суетного. Любить людей со всеми их слабостями и страстями нелегко. В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Толстого «Война и мир».Замечать таланты и указывать им стезю, дарить идеи – тоже великодушие. Великолепный образец – Александр Сергеевич Пушкин, светлый гений. Его солнечная природа проявлялась и в творчестве, и в отношении к близким. О его последних днях осталось несколько воспоминаний, в которых проступает величие духа поэта. Владимир Даль: «Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил… Когда тоска и боль его одолевали, он крепился усильно, и на слова мои: терпеть надо, любезный друг, делать нечего; но не стыдись боли своей: стонай, тебе будет легче, – отвечал отрывисто: «Нет, не надо; жена услышит…» Вспомним, как в годы Великой Отечественной войны люди брали в семьи потерянных детей, делились последним. Величина страны и величавость ее языка определяют и широту души людей, ее населяющих. Главное – душою ввысь, любя и прощая, как «предписывает» русский язык.Тамара СКОК, кандидат филологических наук, менеджер социально-просветительского проекта «Современный русский» Омского государственного университета
Комментарии