Фирменное методическое «блюдо» Игоря КАРАЧЕВЦЕВА – интегрированные уроки истории и риторики. Историю вместе с обществознанием Игорь Альбертович преподает в гимназии №166 Санкт-Петербурга, а риторику – в лицее №214, уже в рамках дополнительного образования. Но не менее увлекательны «чисто» исторические занятия петербургского педагога.
Ну разве не интересно на уроке о русском дворянстве конца XIX – начала XX века стать секундантами знаменитых чеховских героев Николая фон Корена и Ивана Лаевского, попытаться примирить соперников и понять философию дуэли? Ученики Игоря Альбертовича вряд ли когда-нибудь повторят сетования Чаплина на недостатки его школьного образования: «Если бы только кто-нибудь из учителей… сумел расшевелить мое воображение и разжечь фантазию… помог мне ощутить идею в истории… – кто знает, может быть, я стал бы ученым».
«Счастье – это когда тебя понимают», – писал в своем сочинении девятиклассник в известном фильме «Доживем до понедельника». Каждый день иду на урок с желанием понять своих учеников и быть понятым ими. Каждый день на уроках истории и обществознания стараюсь создать условия, чтобы мысли, чувства, поступки людей из прошлого дали возможность современным молодым людям понять самих себя и окружающий мир. Поэтому каждый день учишься, решаешь, открываешь, конструируешь!
Но любые педагогические решения, открытия и конструкции мертвы, если они не опираются на ценности культуры. Живя и работая в Петербурге, остро ощущаешь свою связь с традициями русской и европейской культуры, которые за три века породили на берегах Невы уникальное явление – петербургскую культуру. Донести до учеников ценности этой культуры – задача важная и трудная.
Порой складывается впечатление, что петербургская культура исчезает на наших глазах, как некий град Китеж опускается на дно морское. Не покидает мысль, что принципы петербургской культуры – гуманизм, терпимость, «всемирная отзывчивость» – не понимают и не принимают современные молодые люди. Наши юноши и девушки попадают во власть экстремизма, меркантилизма, национализма, конформизма и других опасных явлений современного общества. Как учитель может противостоять этому? Петербургский учитель всегда был борцом с агрессивной бездуховностью и равнодушным невежеством. Об этом стараюсь помнить каждый учебный день.
«Сперва любите, потом учите» – таков педагогический девиз известного петербургского учителя и директора гимназии конца XIX – начала XX веков Карла Ивановича Мая. Его широкая эрудиция, умеренный либерализм, безграничная доброта и разумная строгость создавали доброжелательную и творческую атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения в гимназии. Общечеловеческие принципы и педагогическая деятельность К.И.Мая – пример для меня в повседневной учительской работе. Сила любви и терпения учителя – необходимое условие раскрытия индивидуальности ученика, душевное лекарство, защищающее сердце ребенка от проникновения вируса экстремизма.
Мы берем на себя смелость подвергнуть сомнению объективность того, что стало уже общепринятым, при этом сохраняя за собой право на ошибку. Мы не торопимся делать выводы, так как судить историческое прошлое с позиции современности – рискованное и безнадежное дело. Направляясь в глубину веков, мы постоянно ведем диалог с книгой, текстом, диалог друг с другом, с самим собой, а также диалог с миром, его прошлым, настоящим и будущим. Развивать у учащихся способности к диалогу – один из важных методов воспитания гуманитарно мыслящей личности, поэтому урок истории и обществознания должен быть формой исследовательской деятельности учеников и их учителя.
Сложилось убеждение, что петербургский учитель всегда отличался широтой взглядов, свободой в выражении своих суждений. Присущий ему свободный петербургский дух всегда пугал ограниченных людей, заложников собственных мелких страстей. Замечательным петроградским учителем был Виктор Николаевич Сорока-Росинский, который в тяжелые 20-е годы XX века создал из беспризорных подростков сплоченный творческий коллектив в школе социально-индивидуального воспитания имени Ф.М.Достоевского. Сорока-Росинский поддерживал инициативу, развивал творческие способности ребят. Этим педагогическим правилам стараюсь следовать и я.
Любить своих учеников и свое дело, искать истину, вести постоянный диалог с прошлым и настоящим, воспитывать детей в духе свободы и творчества, приучать их к ответственности за сохранение нашей великой культуры, понимать своих воспитанников и быть понятым ими – таковы слагаемые моей педагогической философии.
Комментарии