search
main
0

Душа взыскует идеала,

или “Верую, потому что разумно”

Среди близко знакомых мне научных сотрудников Сибирского отделения РАН, преподавателей университетов, кандидатов наук и профессоров первыми открыто обратились к Богу и проблеме духовности в современной России филологи, историки, физики и генетики. Может, потому, что эти науки раньше других заставляют исследователя задуматься о законах природы, о природе Добра и Зла, о происхождении красоты и гармонии, совести и чувства справедливости?

Подвижническую работу провел известный языковед, профессор К. Тимофеев, поддерживая строительство в Академгородке Новосибирска храма и создание православной гимназии. Среди молодых священников первыми появились лучшие выпускники НГУ, аспиранты, историки и физики. Первым в “пореформенное постсоветское” время выпустил в свет свои размышления о Боге томский профессор генетики Л. Корочкин. В женском монастыре в Колывани служат и филолог, кандидат наук, и архитектор, и экономист… Все больше среди зрелых ученых людей, которые обращаются к размышлениям о Боге не на уровне чувства и интуиции, а на уровне разума, переиначивая высказывание знаменитого писателя и юриста Квинта Тертуллиана “Верую, потому что абсурдно!” на современный лад – “Верую, потому что разумно”.

Возможно, как у поэта “душа взыскует идеала”, так и у зрелого исследователя ежедневно появляется особая потребность в проявителе правды, в реализации религиозного чувства и в обращении к Абсолютному Добру перед угрозой уничтожения самой жизни ядерным или иным “научным” злом?

Но что же происходит в это же время в педагогической науке? В педагогическом университете и в школе, выстроенных атеистами, не допускающими сомнений и вопросов, а в отсутствии марксистско-ленинского мировоззрения – размышлений о символах мира, образе мира, духовности и жизни души?

В одной школе предмет “История религии” для первоклашек доверили вести актрисе драматического театра, приобщившейся к эзотерическим знаниям на месячных курсах. Попытка была столь неудачна, что “предмет” не просуществовал и года.

Дикая история разыгралась в школе Дзержинского района, где старшеклассница отказалась писать контрольную работу по биологии, обосновывающую правоту дарвинского взгляда на происхождение жизни. Девушка объяснила, что она из семьи верующих, ее отец, профессор химии, участвует в богослужениях, сама она верит в Бога и не хочет лицемерить: не может защищать и доказывать правоту взглядов, которые не разделяет. Учительница не придумала ничего лучшего, как поставить в журнал “2” за ненаписанную работу. В школе поднялся такой шум, что в угоду директрисе двойки были выставлены задним числом и по другим дисциплинам. Директриса вызвала в школу отца и потребовала… забрать девушку из школы, хотя та даже разговоров о Боге в классе не вела. Так заодно было преподано не только благоговейное отношение к мнению начальницы, но и неуважение к законам России – к Закону о свободе совести и вероисповедания. Девушка перешла учиться в другую школу.

Не могу не вспомнить противоположную ситуацию в Новосибирском государственном университете в первые годы его существования, когда генетика и кибернетика были запрещенными буржуазными “лженауками”. Генетику в университете, в одном из первых в стране, начали читать, но для проверяющих обозначили ее как… “основы научного дарвинизма”.

В одной из школ, где директор официально объявил себя новатором и потребовал инноваций от всех педагогов, учительница третьего класса, увлекая детей личным примером, повела весь класс… креститься, не побеседовав индивидуально с каждой семьей. Две татарские семьи даже не подозревали, что их дети прошли обряд крещения.

Не менее странным показался мне разговор и с молодой учительницей другой школы, где на литературе знакомятся с Библией как с народным мифотворчеством. Я предложила ей показать детям экземпляр детской Библии с автографом Патриарха Алексия II, побывавшего в Новосибирске и встречавшегося здесь с журналистами. “Младенцу Антонию желаю вырасти добрым, честным и милосердным к людям”, – написал священнослужитель, а я предложила обсудить эти нравственные категории в ходе знакомства с Библией. “Меня неправильно поймут родители и руководство школы. Подумают, что я верующая и веду на уроках пропаганду”, – засмущалась филолог, явно опасавшаяся взять в руки первоисточник.

Эти истории кажутся абсурдно невероятными, однако это происходит в крупном научном и культурном центре. Что же тогда творится в малых городах и весях? Не больше ли мы сейчас чудим, чем новообращенные язычники минувшего тысячелетия, – не умеем отличить свое от чужого, сочетаем высокую образованность с аморальностью, сделали Рождество официальным праздником, не пытаясь в то же время постичь суть и смысл христианства? Не отсюда ли и небывалый расцвет сектантства, особенно в малых городах и районных центрах, где нет иных форм духовного и душевного общения?

Мне довелось побывать на собраниях (и на крещении) в трех сектах, всюду учителя составляли наиболее активную часть. Такая учительница из благих побуждений может привести в секту не только родителей, но и весь класс – ради “спасения”. Никакие запреты и запугивания, обличения здесь не помогут – они только усиливают религиозный фанатизм и жажду “пострадать за правду и веру”. Беда в том, что ни воспитание, ни образование не претерпевают обновления – методологического и философского.

В нашем якобы гражданском обществе портреты Ленина по-прежнему украшают кабинеты директоров школ и гимназий, а скульптурные изображения – холлы учебных заведений. Говорят, демократия. Но вот появление в классе репродукций Рублева или иконы, подаренной бабушкой, приводит начальство в панику. И тут, наверное, не только отсутствие терпимости к “инакомыслящим” сказывается, но и состояние наших современных гуманитарных наук и вузовского образования. Теология здесь чаще всего остается “лженаукой”, как еще недавно генетика, кибернетика, социальная психология и др.

В Новосибирске делаются попытки приобщить учителя к религиозной философии и духовному развитию: при НИПК и ПРО создан Центр культурологического и религиоведческого образования. Проводятся Рождественские чтения совместно с педагогическим университетом и Новосибирским епархиальным управлением Русской православной церкви. По итогам научной конференции “Духовность и судьбы идей в России” вышел сборник статей “Духовный путь России”. Но, к сожалению, эти события не привлекают внимания учительской общественности: нет традиции, нет и необходимого образования. Правда, Омский государственный университет создал недавно кафедру теологии, ведутся переговоры об открытии в НГУ богословского факультета. Но только разговоры. А уж обновления содержания остальных дисциплин в свете свободы совести и приоритета гуманитарных знаний и не планируется реально. То есть и в школе 12-летке учитель биологии или физики будет ставить “неуд” по своему предмету школьнику, не скрывающему своей веры в Бога? О том, что надо с гуманитарных позиций, философских, методологических пересмотреть программы подготовки разных специалистов и ввести в университете специальность “историк и теолог”, говорил на межрегиональной научной конференции ректор Новосибирского педагогического университета, профессор, известный географ П. Лепин.

Пока же ни в университеты, ни в школы русская религиозная философия по сути не вхожа, хотя и здесь психологи начали допускать распространенную в мировой науке истину о врожденности религиозного чувства, чем ошеломили многих чиновников образовательного ведомства. Впрочем, подлинное открытие всегда ошеломляет. Хотя именно в науке с ошеломления, осознания всей глубины противоречия начинаются наиболее страстные искания, озарения, откровения. Словом, путь к духовности. Известное издательство “Сибирский хронограф” предлагает читателям “Размышления ученого о Боге, сотворении мира, природе Добра и Зла”. Автор – известный генетик, профессор Л.И.Корочкин, чьи работы и открытия в области мозга ошеломляют, пишет: “Я не знаю, в каком виде Господь сотворил живое на Земле: то ли в виде неких протоорганизмов, протоамеб, то ли как своеобразные архетипы, т.е. предшественники всех типов как простых, так и сложных организмов в уже достаточно развитой форме. В любом случае это был набор генетических программ, содержавших в преформированном виде уже весь потенциал возможных путей эволюционного развития”.

Это пишет современный ученый, работающий в области молекулярной генетики, которая еще ни до школ, ни до вузов не достучалась. У нас есть мощная традиция отделения школы от религии, но это же не значит, что школу надо отлучать и от науки или – науку от школы…

Галина ФРОЛОВА

Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте