Если леса страны – это ее легкие, то в маленьких городах живет душа России. Живет в людях, сознательно выбирающих добро, таких как учитель английского языка школы №15 города Гусь-Хрустального Екатерина КУЗНЕЦОВА.
Она не стала призером, не вошла в «пятнашку», но с конкурса «Учитель года России»-2021 ее встречали так, что на глаза наворачивались слезы. Во дворе перед зданием школы №15 города Гусь-Хрустального стояли ее коллеги, среди которых и заслуженные учителя Российской Федерации, и почетные работники образования. Они понимали, что она выложилась на все сто. Общее мнение педагогического коллектива школы выразила заместитель директора по воспитательной работе Элла Кунькова: «Это предмет большой гордости как педагогического коллектива, так и всех учеников. Мы смотрели на этот мир вашими глазами и вместе с вами переживали огромное количество эмоций и впечатлений. Огромное вам спасибо, ведь это такая непростая задача – представить нашу область, маленький, но уютный городок и родную школу на столь высоком уровне».
В холле школы она снова чуть не расплакалась. На стене красовался стенд с ее фотографиями начиная с детских, и она поняла, что в подготовке встречи были задействованы ее родители, предоставившие семейные фото.
«Когда учителя, которые были моими педагогами, встречали меня после конкурса, они признавались, что плакали от гордости, и их похвала, наверное, ценнее всего, ведь они видели весь путь моего становления – от ребенка до учителя, представляющего область на федеральном уровне. Я бы тоже хотела видеть одного из своих учеников таким же воодушевленным своей профессией, как мои учителя увидели меня в тот день», – сказала учительница.
Столь теплая встреча для Екатерины Кузнецовой стала полной неожиданностью. Второй за несколько дней. Первой стало понимание того, что за время своего отсутствия в родном городе она очень соскучилась по лесу. До тех пор даже не знала, что не может представить свою жизнь без тенистых дорожек с розовыми волнушками по бокам, солнца в кронах и свежего ветерка, несущего куда-то оранжевый лист.
Небольшой городок Гусь-Хрустальный Владимирской области расположен в Мещерских лесах, одном из национальных парков России. Леса здесь роскошные, с множеством небольших живописных озер, но не знакомому с местностью человеку далеко вглубь заходить не рекомендуется, заблудиться очень легко. Екатерина Сергеевна окрестности знает хорошо. Отдыхает от забот, переключается именно на лесной опушке, у реки, у озера.
Озером жители Гусь-Хрустального называют местное водохранилище у истока реки Гусь. У него, как ни странно, нет имени, зато есть продолжительная история, тянущаяся еще с ХVIII века. В 1976 году водохранилищу присвоен статус исторического памятника и памятника природы. Здесь хорошо прогуливаться, отрешившись от суетного. А освободившись от мельтешения повседневности, задуматься о высоком. Не это ли природное роскошество, дающее так много чувственному в человеке, определило ее кредо: «Через эмоцию – к познанию»?
Эмоциональная сфера – наиважнейшая часть личности ребенка, считает Екатерина Сергеевна. С этой уверенностью она живет и работает, с этим посылом ехала на профессиональный конкурс.
– Очень хотелось донести до педагогов, методистов и родителей, да и всего общества простую, казалось бы, но золотую мысль, помнится, подаренную мне моим отцом, когда его внуки были еще маленькими. «Ты его почаще хвали, он тогда горы свернет», – сказал мне однажды папа, видя мои трудности с воспитанием, – говорит Екатерина Кузнецова.
Она получила это простое знание в собственной семье. Всем своим пребыванием на конкурсе, уроками и мастерскими стремилась показать, что можно достичь больших результатов, если делать ставку на эмоцию маленькой личности. Эмоцию, разумеется, положительную. Хорошее отношение к учителю вызовет такое же отношение к предмету. Запомнится, западет в душу ребенка учитель – станет любимым преподаваемый им предмет. При этих условиях ученик будет успешнее учиться, с радостью делать домашние задания и контрольные работы, продвигать различные проекты. Он будет стремиться лишний раз пообщаться с любимым учителем, а уже задача педагога – использовать это стремление, эту эмоциональную реакцию на благо ученика, на то, чтобы он лучше понял и освоил предмет.
– Может, это сегодня непопулярно, может, не укладывается в рамки новых технологий, но я выбираю добро и любовь. Ничего выше, плодотворнее и даже прогрессивнее я не вижу.
Представьте, что выключили свет. Исчезнут технологии, и ты как личность останешься наедине с другой личностью. Ты можешь быть прекрасным специалистом, грамотным методистом, но, не умея налаживать эмоциональную связь с ребенком и вызывать у него эмпатию, не достигнешь высоких образовательных результатов. На конкурсе я попробовала показать, как добиваюсь этого на уроках английского, хотя это применимо на занятиях по любым предметам, – делится Кузнецова.
Начиналось то, что сегодня сложилось в воспитательную систему, несколько лет назад, как водится, со случая. Вернее, с нескольких случаев в ее «звездном» классе. Педагоги знают, как это бывает, когда в одном коллективе сосуществуют несколько ярких личностей. Кто-то хорошо играет на музыкальных инструментах, кто-то сочиняет стихи и веселые сценки, кто-то поет, как Робертино Лоретти. Все это помогает готовить номера к школьным мероприятиям, но часто приводит к разобщенности учеников и конфликтам между ними. Когда в одном из классов возникли подобные проблемы, родители и классный руководитель Екатерина Сергеевна решили устроить череду небольших благотворительных акций: покормить птиц, раздать на улице шарики, сочинить и изготовить позитивные записки… Зарождавшееся движение нужно было как-то назвать. Слоган «Мы выбираем добро» подсказали сами дети.
Воспитательная система, теперь она так и называется – «Я выбираю добро», включает в себя комплекс мероприятий, способствующих осознанному выбору учащимися добра. Опыт был представлен на муниципальном уровне и вызвал неподдельный интерес коллег – классных руководителей.
А ведь изначально Екатерина Сергеевна поступила на исторический факультет. В годы ее обучения Владимирский государственный гуманитарный университет давал две специальности: «учитель английского языка» и «преподаватель истории». Во время штудирования предметов ее настолько увлек английский, что на третьем курсе она начала дополнительно посещать переводческие курсы. Переводчиком не стала, но представить свою жизнь без английского уже не могла. Вернувшись в родной город и придя работать в свою же школу, попросила дать ей уроки языка. Вот уже 11 лет она преподает английский с пятого по одиннадцатый класс в школе №15 города Гусь-Хрустального с углубленным изучением отдельных предметов. Наверное, ее отношение к делу, а главное – к личности ребенка привело к результату, которым она по праву гордится: в 2020 году шестеро ее выпускников поступили учиться на педагогический факультет.
Хороший педагог не только обучает других, но и постоянно учится сам. Как учитель и как мама 10‑летнего мальчика Екатерина Сергеевна открыла для себя много нового, начав интересоваться нейролингвистической психологией. Эта молодая наука по-настоящему ее увлекла, потому что помогает увидеть связь психологических и физиологических процессов, происходящих в ребятах-подростках, с их языковыми особенностями.
– Важно, например, понимать, – уточняет Екатерина Кузнецова, – что отвечающего у доски мальчика ни в коем случае нельзя останавливать, сколько бы он ни ошибался.
Учитель не та профессия, которую можно оставить за дверью по окончании рабочего времени. Педагог воспитывает не только посредством своего предмета, но и своим образом, стилем жизни. Ученики школы №15 часто видят своего учителя на велосипеде. В маленьких городках этот вид перемещения из точки А в точку Б часто удобнее, чем поездка на машине. В окрестностях Гусь-Хрустального, окруженного лесными угодьями, есть многочисленные экологические тропы, а в близлежащей роще – специально оборудованные велодорожки. Екатерину Сергеевну в свободное время можно застать именно там, особенно в хорошую погоду. Непременный атрибут таких вылазок на природу – фотоаппарат.
Своих учеников она старается научить видеть красоту родного края, отправляясь ними в походы с ночевками. Как сварить кашу и вообще вести себя в незнакомой местности, они изучают на уроках ОБЖ. Закрепить теорию практикой можно только в настоящем лесу. Этим летом учитель английского с двумя коллегами (без родителей) с рюкзаками отправились со старшеклассниками в поход.
– В лесу, далеко от дома, с неработающими смартфонами дети остались наедине с собой и друг с другом. Там все становятся настоящими: невозможно носить маску и одновременно тяжелый рюкзак, – рассказывает Екатерина Сергеевна.
Поход получился настолько удачным, что почти каждый упомянул о нем, когда класс писал сочинение на английском «Расскажи о своем лете». Эти два наполненных совместными делами дня и особенно ночи – с костром, песнями под гитару под звездами – запомнились ребятам как самые яркие за все лето. Позднее, когда класс выезжал на экскурсию в Суздаль, учительница заметила, что дети между собой общаются уже по-другому, словно только в летнем походе наконец познакомились друг с другом.
Сама Екатерина Сергеевна обрела новых друзей на конкурсе в Ростове. И загорелась целью получше узнать Россию. Путешествия и раньше были значимой частью ее жизни. Когда хорошо владеешь английским, это очень помогает за рубежами страны при знакомстве с людьми, местами, культурами, пейзажами. Ей было совершенно не важно, куда отправиться за новыми впечатлениями – в умопомрачительный Париж или в соседнюю деревню. Теперь в планах слетать на Алтай и в Хакасию, а еще на Камчатку.
– Это же совсем другие миры, – делится учитель. – С тех пор как я подружилась с коллегами из очень отдаленных уголков нашей страны, хочется получше их узнать. Отправиться в Оренбург, Новосибирск, Биробиджан, потому что там уже осели частички моего сердца. За двадцать дней конкурса эти люди стали частью меня.
Галина СЕРГЕЕВА, Владимирская область
Комментарии