В наше скоротечное, стремительное время мы часто проходим мимо очень важных, значимых вопросов жизни. Семья, Родина, родной язык, история нашей страны – это самое важное, что есть в жизни каждого. В течение двух последних лет в нашем колледже идет работа, связанная с формированием отношения студентов к нравственным понятиям, составляющим суть жизни каждого человека.
Результаты бесед в группах первого курса показали неутешительные результаты: ребята не знают истории своей семьи, не помнят имен прабабушек и прадедушек, плохо знают историю своей страны, родного города, историю учебного заведения, где учатся.Нами был продуман и осуществлен проект, позволяющий создать условия для обращения студента к содержанию понятий Родина, семья, долг, честь, достоинство, память, доброта, восполнить обнаруженные пробелы в воспитании и самовоспитании, подтолкнуть студентов к пониманию известной фразы «Душа обязана трудиться».В основу проекта лег традиционный для колледжа конкурс сочинений первокурсников всех специальностей на темы «Моя семья», «Родной язык», «Родной город», который проходит в рамках проекта «Адаптация». После анализа результатов сочинений создавались мультимедийные приложения, обобщающие результаты работы и пропагандирующие лучшие проекты, которые публиковались на интранет-портале – внутренней информационной среде колледжа. Творческие работы первокурсников подтолкнули нас к разработке открытого интернет-портала «Возвращение к истокам», данная работа вылилась в создание инновационного проекта «Открытый веб-портал «Возвращение к истокам» (www.istok.ogkuipt.ru). Цель проекта – организация сотрудничества учебных заведений среднего профессионального образования Омска и Омской области в работе над темой «Возвращение к истокам».Для реализации данной цели мы поставили следующие задачи:- разработать содержание материалов, творческих заданий, конкурсов, позволяющих настроить студентов на восприятие высших нравственных ценностей, ценностей семьи в современном обществе, на формирование качеств патриота-гражданина, реализация которых возможна в виртуальной среде; – разработать и разместить в Интернете открытый портал «Возвращение к истокам», который обращает нас к нравственным истокам личности, портал, позволяющий реализовать коллективное творчество участников проектов;- подобрать CMS (систему управления контентом), модули и программные продукты, адаптировать их для реализации образовательной программы;- наполнить портал «Возвращение к истокам» содержанием;- организовать распространение образовательной программы «Открытый веб-портал «Возвращение к истокам» в образовательной среде. Раздел 1. Содержание проекта «Открытый веб-портал «Возвращение к истокам» www.istok.ogkuipt.ruСовременные средства информационно-коммуникационных технологий для реализации данной цели выбраны нами как наиболее актуальные средства коммуникации в молодежной среде. В настоящее время востребованными ресурсами Интернета становятся те проекты, в которых пользователи могут стать участниками, соавторами: Живой журнал, Википедия, проекты Google – проекты нового поколения, использующие технологию Web2.0 и дающие возможность совместного коллективного творчества. Поэтому технология Web2.0 положена в основу технической реализации идеи.Критерии результативностиКритерии качества условий:- уровень активности субъектов среды в процессе реализации проекта;- уровень оценки внешними экспертами открытого веб-портала;- уровень удовлетворенности участников совместной деятельностью на веб-портале;- уровень открытости и доступности проектов портала.Критерии личностного развития:- уровень ориентации на общечеловеческие ценности участников образовательной программы;- уровень владения ИКТ-технологиями; – уровень развития коммуникативной культуры.Задачи основных этапов реализации проектаЗадачи организационного этапа:- разработать положение о конкурсах;- разработать портал «Возвращение к истокам» и разместить его в Интернете;- информировать субъектов (студентов и преподавателей) профессионально-образовательной среды о возможности участия в проектах;- мотивировать на участие в конкурсных проектах широкий круг студентов и преподавателей.Задачи конкурсного этапа:- вовлечь в процесс создания проектов наибольшее число участников;- обеспечить студентам и руководителям содержательную, методическую, техническую поддержку создания проектов;- разместить проекты на портале;- создать ситуацию успеха каждому участнику проекта;- организовать свободный доступ к готовым проектам через портал для открытого обсуждения и скачивания;- организовать открытое подведение итогов.Задачи результирующего этапа:- создать условия для вербального обсуждения проблем, затронутых в проектах на конференциях, кураторских часах, частных беседах;- подготовить банк проектов для тематического использования медиаресурсов;- популяризация лучших проектов;- определение идей новых конкурсов;- поддержка жизнедеятельности портала;- совершенствование технических возможностей портала.Раздел 2. Содержание материалов порталаСодержание портала представлено проектами, разработанными на конкурсной основе студентами средних профессиональных образовательных учреждений Омска. Конкурс был организован по следующим номинациям: литературный жанр (статья, эссе, рассказ, поэзия и т. д.), сайт, медиапроект (презентация, flash-приложение), видеосюжет, компьютерная графика.Темы представленных проектов отражают отношение к Родине, память обо всем, что было героического в прошлом, что происходит в настоящем. В основу содержания портала легли работы студентов нашего колледжа. Среди них такие проекты, как «Семья», «Набат памяти», «Жемчужина Сибири», «Великий язык великой нации», «В колледже все должно быть прекрасно», «Покорители космоса» и другие. 2.1. Проект «Семья»Студенты нашего колледжа ежегодно пишут творческую работу – размышления о семье, в которой затрагиваются следующие темы: «Моя родословная», «История семьи в годы Великой Отечественной войны», «Страницы семейного альбома», «История любви моих родителей» и другие.2.2. Проект «Набат памяти»Этой теме посвящена работа студентов Григория Наумова и Максима Фоминых «Набат памяти». Перед нашими глазами проходят видеокадры летописи Великой Отечественной, звучит музыка тех лет, на стеле увековечены имена героев-сибиряков, защищавших свою Родину.Для создания видеопроекта были изучены материалы из архива Омского союза ветеранов, документальные фильмы из цикла «Стратегия победы». Проект создавался с помощью таких программ, как SoundForge, Sony Vegas Studio 7.0, Adobe Photoshope 8.0, Adobe Premiere Pro 1.5, Intervideo WinDVD Creator.2.3. Проект «Жемчужина Сибири»Проект Оксаны Гришко «Жемчужина Сибири» посвящен истории родного города, его прошлому и настоящему, частью проекта – фильм об Ачаирском монастыре, снятый студентами нашего колледжа. Название проекта взято из стихотворения Владимира Гришечко: «Наш древний город на Оми – Жемчужина Сибири. У Иртыша века живи в любви, труде и мире». 2.4. Проект «Великий язык великой нации»Содержанием проекта «Великий язык великой нации», представленного Натальей Киргинцевой и Марией Уразбахтиной, стал рассказ о творчестве великих писателей Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского и А.А. Блока.2.5. Проект «В колледже все должно быть прекрасно»Работа «В колледже все должно быть прекрасно» (авторы Наталья Киргинцева и Анастасия Солобоева) знакомит с жизнью нашего учебного заведения. Проект представляет разные аспекты жизни колледжа: учебная, научно-исследовательская деятельность, студенческие «фирмы» – перед нами многогранная общественная жизнь коллектива учебного заведения.2.6. Проект «Освоение космоса»О наших выдающихся соотечественниках рассказывает проект «Освоение космоса»: «Мученик науки» (о К.Э. Циолковском), «Леонардо наших дней» (о А.Л. Чижевском), «Гениальный конструктор» (о С.П. Королеве). На странице «Виртуальный форум» представлена альтернативная точка зрения на историю русской космонавтики, «Калуга» рассказывает о родине К.Э. Циолковского, а «Омск» – о нашем родном городе, колледже, проекте.На портале «Возвращение к истокам» опубликовано 46 проектов из семи, созданных студентами учебных заведений системы СПО Омской области. Портал объединил студентов в работе над общей темой – «Возрождение духовности». Раздел 3. Описание порталаПортал реализован на бесплатно распространяемой системе управления контентом Joomla и помимо стандартных модулей содержит блоки Normal и phpBB.На портале реализованы следующие технические задачи: участники могут добавлять новые проекты и статьи, редактировать имеющиеся работы, улучшая содержание и дизайн, участвовать в обсуждении на форуме. Все проекты доступны для скачивания и использования без нарушения авторских прав разработчиков.В ходе разработки проекта «Возвращение к истокам» реализованы следующие функции портала:- добавление новых проектов в рамках заявленной темы;- корректировка имеющихся работ, улучшение содержания и оформления работ всеми участниками проекта;- копирование и использование готовых проектов для самообразования на аудиторных и внеаудиторных мероприятиях в средних профессиональных учебных заведениях Омска без нарушения авторских прав разработчиков;- обсуждение на форуме (готовый модуль).После активации администратором учетной записи у пользователя появляются права публикатора: права размещения, редактирования и удаления информации на проекте без подтверждения администратора. Однако предыдущие версии автоматически сохраняются. Если администратор не считает, что корректировка изменила статью в лучшую сторону, то статья помещается как альтернативный вариант для обсуждения, а прежний вариант статьи остается на месте. Людмила МАЛЬЦАН, Ада ШОЙКО, преподаватели Омского государственного колледжа управления и профессиональных технологий
Комментарии