search
main
0

Душа-человек. Помочь каждому и словом, и делом

Так называют коллеги Любовь Ильиничну КОЗЛОВУ, учителя с шестидесятитрехлетним педагогическим стажем.В ее трудовой книжке в графе «работа» единственная запись: «Принята на работу 25 августа 1955 года». Записи об увольнении пока нет. Конечно, есть и еще кое-какие отметки, например, о присвоении высшей квалификации, о переходе школы в новый статус – лицей, а еще множество записей о наградах, благодарностях. Правда, сама Любовь Ильинична ни разу не интересовалась своей трудовой, это по моей просьбе она взяла ее у кадровика. Зачем, мол, мне смотреть, что там записано, и без того знаю, что работаю в своей школе безотрывно уже 64‑й год.

ГорьковчанкаВ 1932 году, когда родилась Люба, город назывался, как и сейчас, Нижний Новгород, потом его переименовали в город Горький, а в 90‑х годах прошлого века вновь вернули прежнее название. Так и получилось, что Люба училась в нескольких горьковских школах, окончила Горьковский педагогический институт и пришла на работу учителем истории и Конституции СССР в горьковскую школу №8.Девочка почти не помнила родную маму: она умерла очень рано, когда Любе не было и года. Родной папа вскоре снова женился, поэтому навещал дочку нечасто. Зато у нее были замечательные бабушка и дедушка, заменившие ей родителей и взявшие на себя все заботы почти сразу же после выписки малютки из роддома. Люба и звала их соответственно – «мои мама и папа». Это были передовые люди своего времени. Дед в молодости участвовал в первомайской демонстрации на Сормовском заводе, которую позднее описал Максим Горький в романе «Мать».Активистка-пионерка и затем комсомолка Любовь Козлова всегда мечтала стать учительницей.Военное детствоПервоклассницей Люба не раз переживала вражеские бомбежки. Вместе со взрослыми бежала под завывающую сирену в бомбоубежище. Мало приятного было и в том, что ребят то и дело переводили в другие школы – прежние передавали госпиталям для раненых. Пока она дошла до выпускного класса, пришлось поучиться в пяти разных зданиях, где условия становились все хуже и хуже. Не хватало дров для печей, на уроках сидели в пальто и варежках, а чтобы оттаяли замерзшие чернила в «непроливайках», приходилось что есть мочи дышать на них. После уроков девочки – тогда она училась в женской школе – бежали в госпиталь помогать раненым. Прочитать письмо ослепшему солдату или написать его родным, подать стакан воды, принять участие в маленьком концерте. Девочка с детства любила петь и знала множество песен.Запомнился приезд с фронта ее родного отца. Он изредка и раньше навещал дочку, в войну от него пришло несколько писем и открыток. «Мы с тобой обязательно встретимся, дочка», – запомнились Любе эти слова. Потом были долгое молчание и одна короткая встреча.Однажды, прибежав из школы, Люба увидела выходящего из дверей квартиры военного в белом овчинном полушубке с военно-полевой сумкой на ремне. Он торопливо обнял девочку, извинился и быстро попрощался со всеми. Оказывается, он был командирован из воинской части в город Горький получать то ли танки, то ли пушки и выкроил минутку, чтобы навестить родных. Больше он не появлялся, известий о нем долго не было, пока не пришла похоронка. Он погиб в 1943 году подо Ржевом. Вместе с учениками ей через много лет удалось навестить его могилу, принести к обелиску цветы.Поисковые походыМолодому учителю истории предложили вести уроки в 9‑10‑х классах. Любовь Ильинична, увидев ребят, которые были на голову выше ее, заробела и попросила другие классы. Тогда «Конституция СССР» в 7‑х. Это вполне устроило ее для начала. Однако через год, признав уже вполне опытной, ей не только дали старшие классы, но еще и поручили классное руководство в 5‑м. Класс показался трудным, у многих учеников не было отцов, чувствовалось влияние улицы. Однажды в перемену возникла ссора, затем драка, один ученик был сильно травмирован. Любовь Ильинична вспоминает, как она тогда разволновалась. Ей так было жаль побитого парнишку, что она зарыдала вместе с ним. Видимо, это ее сопереживание так сильно подействовало на класс, что вскоре изменилась обстановка, исчезли недоброжелательство и соперничество. А еще помогли походы и совместные поездки в каникулы. Не обошлось и без курьезов.Однажды поехали в экскурсию на Балахнинский бумкомбинат, но что-то не сработало, ребят не встретили, экскурсия не состоялась. Решили до утра укрыться в сторожке недалеко от железнодорожной станции, а утром вернуться в город Горький. Да проспали и опоздали на пригородный поезд. Следующего надо было ждать чуть не до вечера.Можно представить себе состояние родителей, не дождавшихся вовремя своих детей. Ведь тогда не было мобильных телефонов. Да и у нее дома было немало тревог, ведь там ее ждали годовалый сынишка и обеспокоенный муж.Ребятишки уговаривали учительницу идти пешком вдоль берега до переправы несколько километров, потом переправиться через Волгу на лодках.«Вон рыбаков сколько, попросимся», – настаивали неугомонные мальчишки. И она решилась. Волга в наших местах очень широкая, и судов по ней в те годы ходило немало. К счастью, все обошлось. Это теперь Любовь Ильинична с ужасом вспоминает тот поход. И какие бы выводы были сделаны из подобного путешествия в наши дни! А тогда остались только радость узнавания нового да зависть тех, кто не попал в приключение.Все дети мечтали посмотреть Москву, да не каждая семья могла выделить для этого средства. «Так давайте заработаем», – предложила учительница. В соседнем ЖЭКе договорились об уборке участка улицы недалеко от школы, все ребята по очереди работали дворниками, и недостающие деньги появились.В 1980 году по инициативе Козловой в школе открылся музей. Его называют музеем истории школы, но его тематика оказалась значительно шире. Особенно широко представлены там материалы поисковых походов. Любовь Ильинична перечисляет места, где побывала она со своими учениками, где были отданы почести выпускникам школы №8, погибшим в Великую Отечественную войну, – Калуга, Брянск, Ржев, Псков, Харьков, Смоленск, Одесса и т. д.Интересна история одного такого похода. Ребята узнали, что мать погибшего в 1944 году Игоря Поспелова живет одна и нуждается в помощи. Любовь Ильинична навестила ее, узнала, в чем могут быть полезны ребята. Старшеклассники дружно взялись за дело, побелили и покрасили кухню, ванную, прихожую, приносили из магазина продукты, помогали в других домашних хлопотах. Мать Игоря сетовала, что не смогла навестить могилку сына, здоровья нет. Тогда и появился план поездки ребят в Ржев. Более тридцати лет прошло после Победы, а следы войны тогда все еще попадались там на каждом шагу.Братская могила, где был захоронен Игорь Поспелов, находилась в местечке Кокошкино. Ученики направились было туда, но путь перекрыли шлагбаум и предостережение: «Осторожно! Мины!»Оказывается, недалеко в лесу был обнаружен склад немецких боеприпасов. Пришлось пережидать, пока саперы не закончат дело, а учительница, чтобы не терять времени, опять зашла в ржевский военкомат, посмотрела архивы. И обнаружила там неожиданно фамилию еще одного бывшего ученика. Ефим Пепш был похоронен неподалеку от Кокошкина, в селе Полунино. Скорректировав маршрут похода, посетили оба местечка, взяли землю с братских могил и привезли ее матерям в Горький. Когда мать Игоря Поспелова умерла, 128 фронтовых писем ее героического сына нашли свое достойное место в музее теперь уже лицея №8.За годы его существования экспонатов накопилось так много, что одной классной комнаты стало маловато. Поэтому экспозиции регулярно меняются. Об этом заботится заведующая музеем Любовь Ильинична Козлова, числящаяся ныне педагогом дополнительного образования. Она и сама может провести интересно любую экскурсию, но главная ее цель – подготовить как можно больше экскурсоводов-учеников. Поисковые работы продолжают теперь другие учителя и ученики, а ее дело не только сохранить все находки, но и как можно шире и ярче использовать их в воспитательных целях. Не случайно этот музей в проводимых ежегодно смотрах постоянно оказывается в числе лучших в Нижегородском районе и в городе. А бывало, и во всероссийском масштабе.Заслуженный ветеранВосьмидесятипятилетний юбилей Любови Ильиничны Козловой стал праздником всего лицея. Ведь из тысячи его учеников едва ли найдется хоть один, кто не побывал бы в школьном музее.Но ее чтят не только в лицее. Козлова – заслуженный ветеран Нижегородской области. Она много лет активно работает с фронтовиками, живущими в ее районе. Вот и в новогодние каникулы она навестила многих своих подшефных. Официально Любовь Ильинична ведет в районе секцию женщин-фронтовичек, но ее друзьями стали все фронтовики. Постаревшие солдаты Великой Отечественной войны очень радуются общению с этой неутомимой оптимисткой, готовой помочь каждому и советом, и делом.Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте