Пандемия внесла коррективы во все сферы нашей жизни. Англичане, например, всегда считались очень спортивной нацией, а тут… Судите сами. Британские социологи делают вывод, что 85 процентов английских подростков все свободное время проводят у компьютера, тогда как еще год назад эта цифра была на треть меньше. Подчеркну – свободное от учебы время. То есть время, потраченное на выполнение домашнего задания с помощью компьютера, социологами не учитывалось. В противном случае процент непосредственного сидения подростков у мерцающего экрана просто зашкаливал бы.
Аристократы товарных вагонов
На компьютерные игры британские покупатели тратят в среднем 1200 миллионов фунтов стерлингов в год. Это три годовых бюджета города с населением в 20 тысяч человек.
У половины английских подростков в их детской комнате есть телевизор, который включен круглые сутки. Все большее число мальчишек живой игре в футбол во дворе предпочитают телевизионный репортаж с футбольного матча. При этом те же подростки самокритично соглашаются с тем, что их поколение более ленивое, более ожиревшее, чем поколения их отцов и матерей, бабушек и дедушек.
По результатам опросов, английские мальчишки проводят на воздухе 40-45 минут. Девочки – в два раза меньше. Спортом, говорят социологи, занимаются 15 процентов юных леди и денди. Мальчишки играют в футбол, крикет, нетбол (разновидность баскетбола). Девчонки в основном в нетбол.
Слушают музыку или играют в рок-группах десять процентов подростков. Читают книги вдвое меньше. Пять процентов английских мальчишек и девчонок приравнивают к интеллектуальному досугу игру в «Монополию». Пять процентов подростков увлекаются коллекционированием – марок, кукол, бабочек, колокольчиков, значков, открыток… Еще пять процентов опрошенных в свободное время рыбачат, занимаются садоводством, разведением домашних животных…
Казалось бы, эти выводы социологов должны были серьезно расстроить родителей, а вместе с ними и учителей. Из румяного, активного, по-спортивному наглого современное поколение туманного Альбиона превращается в диванный планктон? И да и нет.
Лучше пусть подросток сидит у компьютера или телевизора, чем сломает себе шею, увлекаясь экстремальными видами досуга, думают заботливые родители.
Пандемия в известном смысле ограничила нашу личную свободу. Свободу перемещений в частности. Особенно остро реагируют на эти ограничения подростки, привыкшие к активному образу жизни. Как Феникс из пепла, словно в знак протеста против самоизоляции и масок, в США возродилась так называемая хобо-культура, отодвинув на второй план популярные среди экстремалов руфинг (прогулки по крышам), диггерство (путешествие по подземным коммуникациям), сталкерство (исследование заброшенных объектов), инфильтрацию (проникновение на охраняемые объекты).
Кто такие хобо? Что такое хобо-культура? Хобо (от английского hobo) – странствующий рабочий. По сути, бродяга. Бомж. Но бродяга элитный. Человек без определенного места жительства, но не мелкий попрошайка, не гнусный нахлебник, а человек с известным чувством собственного достоинства и, если хотите, со своим кодексом чести и профессиональной честности. На корку хлеба хобо зарабатывает себе сам.
Хобо – странствующие рабочие Америки времен Великой депрессии. Термин появился на западе США в конце XIX века. Это была элита социального дна. Аристократы среди бездомных. Хобо считали себя самыми «американизированными среди американцев».
Раз Америка провозгласила себя самой свободной страной мира, значит (следуя философии элиты дна), хобо – живой символ Америки. Самые свободные из всех свободных. Сладкая иллюзия, конечно, но она стала пусть зыбкой, но моральной опорой хобо.
Верой в то, что ты сам сделал свой непростой выбор. Сам, а не кто-то за тебя.
По огромной стране хобо перемещались «зайцами» в товарных поездах. Свобода, риск, приключения, новые города и лица… Весь быт в куцем рюкзачке. Зубной щетке и прочим «глупостям» в нем не место. «Вы сами хозяева своей жизни. Никому не позволяйте указывать вам, что делать!» – гласит первое правило кодекса хобо.
Это сладкое чувство… страха
Хобо странствовали по всем Штатам не столько в поисках работы (хотя и это тоже), сколько в стремлении определить для себя границы допустимого, расшатать, раскачать устоявшиеся каноны общества потребления, раздвинуть горизонты личного пространства.
Сформировать свою среду обитания, эксклюзивную экономическую модель жизни, а вместе с ней собственную хобо-культуру. От homo sapiens до hobo sapiens.
Из хобо вырос целый класс и забрался на вершину сообщества бомжей. У этого класса появились свой диалект, свои средства коммуникации – система знаков, которые хобо оставляли на внешней стороне вагонов, предупреждая друг друга об опасности или, наоборот, рекомендуя то или иное место как гостеприимное и более-менее хлебное.
Да что там! У хобо тех лет были даже свои газеты – Hobo News и Hobo World.
В небольшом городе Бритт (штат Айова) есть единственный в мире музей хобо, в котором хранятся артефакты хобо-культуры, хобо-арта, личные вещи идолов Hobo Foundation (Фонд хобо) Джека Фриско, Слима Коннектикута, Кида Пенсильвании…
В последние субботу и воскресенье августа со всех штатов в Бритт съезжаются ветераны хобо-движения, чтобы вспомнить о «романтической юности».
Новое – хорошо забытое старое. В пандемической неволе в США возродилось сообщество militant rail fans – воинствующих (отчаянных) фанатов железной дороги.
По самым скромным данным, их более 20000. В отличие от хобо позапрошлого века newest hobos («новейшие хобо») путешествуют по стране не в поисках работы, а в поисках острых ощущений. Это не бомжи. У rail fans есть жилье, они учатся в школах или в университетах. Нередко это дети состоятельных родителей из благополучных семей.
Интернет распространил вирус хобо-культуры, хобо-движения по всему миру. Рискованные путешествия в товарных вагонах, на горах угля, мешках удобрений, цемента, селитры, среди стройматериалов и плохо закрепленного леса… все популярнее и у российских подростков.
Дурной пример заразителен, а мы привыкли бездумно подражать Западу. Правда, наши горе-путешественники называют себя проще – трампами (от английского tramp – «бродяга»). Но родителям и учителям от этого не легче. (Впрочем, это отдельная тема для разговора.)
Психологи сходятся во мнении, что, рискуя здоровьем, а то и жизнью, hobo sapiens бегут от проблем в семье и школе. Бегут от реальности, в которой существуют. От неразрешимых (как им кажется) психологических проблем.
Другая причина экстремального поведения – неосознанная попытка создать для себя искусственный смысл жизни. Создать непредсказуемую ситуацию, в которой можно пережить «кайф страха». Рискуя, подросток мобилизует свои силы, получает определенный опыт, повышает свою самооценку. Познает себя и мир вокруг через риск. Позиционирует себя как ответственную за собственную судьбу личность. Растет в собственных глазах, а уж в глазах сверстников и вовсе кажется крутым.
Путешествие в товарном вагоне, конечно, незаконно. Полиция охотится за «зайцами». Ловит. Сообщает родителям. Штрафует. Но «удовольствие страха» сильнее угрозы наказания и самого наказания.
Почем голова-бублик?
В случае с трампами (назовем так и чужих, и своих путешественников на товарняках) это еще и пропуск в экзотическое сообщество, в мир субкультуры. Хобы XIX века оставляли на видных местах определенные знаки. Современные трампы несмываемым маркером рисуют на вагонах свои символы, фотографируют чужие, коллекционируют, выставляют в социальные сети.
В виртуальном пространстве тинейджеры объединяются в группы. На закрытых форумах обсуждают свои экстремальные увлечения, хвалятся «подвигами», обмениваются леденящими кровь селфи. Договариваются о новых путешествиях – по крышам высотных зданий, канализационным люкам, подземным коммуникациям, закрытым объектам, в товарных поездах…
Вот еще модный флешмоб (от английских flash – «миг» и mo – «толпа») – планкинг. (От английского plank – «доска». Извините за частое употребление английских терминов, но что поделать, если все эти новомодные увлечения приходят из-за океана.)
Планкинг – «искусство» лежать в статичной позе, если это вообще можно назвать искусством. Притворись доской, и ты в теме. Лицом в пол, руки вдоль туловища, ноги прямые. Ты натянутая струна, готовая вот-вот лопнуть. Но ты же лох, если рядом нет того, кто тебя снимет на фото.
Суть планкинга не просто не дышать и притвориться доской, а быть сфотографированным и выставленным в соцсети. Ерунда, если ты запечатлен дома на полу. Пустяки, если ты доска доской на скамейке в парке. Несерьезно, если распластался на парапете набережной.
А вот если планкинг совершен на карнизе высотного дома, на перилах балкона, на трамвайных путях, на конструкциях моста над железнодорожным полотном на высоте птичьего полета… Игра со смертью. Это круто. В подростках жив миф, что смертны все, кроме них. Они вроде как бессмертны.
Есть коллективный планкинг. Группа идиотов (иначе не назовешь), вытягивающихся в доску на ступенях перехода. На каждой ступени по доске, уткнувшейся носом в заплеванный пол. Или лучами солнца, ромашкой, голова к голове на платформе метро.
Смешно? Как сказать. Главное, чтобы было много зрителей. Без зрителей планкинг не планкинг. Вообще цель всего этого бреда – обратить на себя внимание. Выпендриться любой ценой.
А есть еще типотинг (от английского teapotting – «чайник») – фотографирование в позе чайника для заварки. Или оулинг (owling – «сова») – позирование на камеру с задумчиво-философским (как у совы?) видом. Фотосессия, разумеется, в экстремальных условиях.
Или бэтменинг (Batman – «человек-летучая мышь», супергерой комиксов). Особый шарм – сфотографироваться, стоя на голове в людном месте. В плаще, заменяющем крылья летучей мыши, с руками на ширине плеч.
Глупость? Очевидная.
Но, черт возьми, набирающая популярность и за рубежом, и (увы!) у нас тоже.
С легкой руки одного японского комикса, запрещенного в Китае, среди китайских школьников и студентов стало модным вышивать на… собственной коже.
Китайская молодежь демонстрирует друг другу в социальных сетях рисунки, вышитые на собственных руках и/или ногах – цветные нитки, прошитые сквозь кожу. Кто-то умудряется украсить свою вышивку бусинками и ленточками. Чей узор круче?
Официальное издание Sina Weibo справедливо называет это варварское увлечение «тошнотворным, сумасшедшим актом членовредительства». С чем трудно не согласиться.
Япония – родина многих сомнительных развлечений. Одно из последних – вылизывание глазного яблока. Так студенты и старшие школьники приветствуют друг друга, демонстрируя нежные чувства. Этот странный ритуал впервые продемонстрировал японский веб-сайт Naver Matome. «Поцелуй в глазное яблоко» подхватила молодежь США и Европы.
Из-за роста глазных инфекций японские офтальмологи призывают молодежь прекратить эти «нежности». В одном из университетов Токио студенты уже стали носить повязки на глазах.
Это еще цветочки. А вот ягодки. Увлечение называется «голова-бублик». Звучит по-клоунски смешно. На самом деле садомазохизм в чистом виде.
В лоб вводят соляной раствор и надавливают пальцем на образовавшуюся опухоль. Процедура стоит немалых денег и длится 24 часа. В итоге голова приобретает форму бублика. Писк моды.
И смешно, и грустно…
Сергей РЫКОВ
Комментарии