В педагогике играм уделено большое внимание. Но четкое место игры в системе урока не определено. Поэтому я стараюсь адаптировать игровые моменты на различных этапах занятия. Комплектация игр зависит от множества факторов: наполняемости класса, возраста детей, их индивидуальных особенностей, от времени суток и времени года, от взаимоотношений учеников в классе и с учителем.
Дидактические игры на уроках биологии предназначены для обычных детей, они не требуют специального оборудования. Учитель на таких уроках: следит за временем; организует место игры (расставляет парты, формирует группы); подбирает средства обучения (демонстрационные материалы); распределяет роли; вносит элементы новизны; эмоционально поддерживает играющих («снимает страх», поощряет).
Игры для начала урока
«Рассказ – небылица»
Тема «Плоские черви».
Ребятам предлагается рассказ с биологическими ошибками. Чтобы исправить их, необходимо изучить данную тему.
«Лето нынче было жаркое. Я целыми днями просиживал в пруду.
По дну ползали огромные, до 10 метров, плоские черви желтого цвета. Они особыми крючками и присосками цеплялись мне за ноги, а однажды один даже заполз на грудь и посмотрел на меня добрыми умными глазами. Я очень испугался и, едва оторвав от себя этого червя, бросился на берег. Со страху мне очень захотелось есть, я схватил булку и быстро проглотил. К вечеру у меня очень сильно заболел живот. Мама сказала, что это от того, что я трогал червя, а потом кушал и заразился бычьим цепнем, а это уже навсегда».
Игры на закрепление и тренировку
«Дурная голова ногам покоя не дает»
Для игры нужен помощник. Им может быть ученик, лучше других усвоивший тему. Имея по комплекту вопросов и ответов, учитель и помощник располагаются друг от друга на определенном расстоянии.
Класс слушает вопрос учителя, любой ученик дает ответ. В случае затруднений все дружно отправляются в дальний уголок школы к помощнику, который сообщает ответ на интересующий вопрос, но только в случае выполнения дополнительного задания. Ребята заинтересованы отвечать правильно сразу, чтобы не терять времени, потому что от количества правильных ответов зависит отметка. Обязательные условия: тишина при передвижении по школе, участие в перемещении всех участников игры. Можно организовать соревнование, тогда понадобится больше помощников и комплектов заданий.
Тема «Соцветия»
1. Как называются ярко окрашенные лепестки цветка?
2. Что является главной частью цветка?
3. Как называется растение, в котором есть мужские и женские цветы?
4. Какое соцветие у ромашки?
5. Какое соцветие у пшеницы?
6. Какое соцветие у клеверов?
7. Какое соцветие у ландыша?
8. Какое соцветие у моркови?
9. Какое соцветие у овса?
10. Какое соцветие у кукурузы?
11. Назовите растение с соцветием «колос».
12. Назовите растение с соцветием «сложный колос».
13. Назовите растение с соцветием «сложный зонтик».
14. Назовите растение с соцветием «кисть».
15. Какое соцветие у георгина?
Игра как средство контроля
«Заморочки»
Тема «Разнообразие млекопитающих».
Играющие достают из мешка или выбирают карточку с номером. Ведущий читает текст под выбранным номером. Играющие дают ответ.
1) В Японии в XVII-XVIII веках ни одно судно не отправлялось в плавание без рыжей кошки. Зачем?
(Когда начинался шторм, их выбрасывали за борт – приносили жертвы морским богам.)
2) Какая была погода в день, когда у ослика Иа-Иа был день рождения?
(Ослы чувствуют перемену погоды. Они печально свешивают голову и пребывают в плохом настроении.)
3) Лучшим ловцом мышей признана пестрая кошка по кличке Таузер. За всю жизнь она поймала 28899 мышей, т.е. по 3 шт. в день. Будут ли ловить мышей ваши питомцы, если вы их кормите мясом? (Да, сработает рефлекс, охотничий инстинкт.)
4) В 1950 году четырехмесячный котенок из Женевы вслед за группой альпинистов вскарабкался на вершину Альп на высоту 4478 м.
Кружилась ли у котенка голова?
(Нет, потому что у котов четыре точки опоры, а орган равновесия устроен так, что центр тяжести смещается в нужном направлении.)
Игра как домашнее задание
«Сочинялка»
Темы: «Разговор деревьев о своем назначении»,
«Собрание простейших в луже»,
«Клеточный базар»,
«Спор овощей о витаминах».
Ольга СМИРНОВА, учитель биологии СШ №2 Кудымкара, учитель года Коми-Пермяцкого автономного округа-2003
Комментарии